Этот маленький красный овощ немало попортил крови нашим соотечественникам, даже не смотря на то, что именно томаты стали чуть ли не основным элементом русской (а скорее – советской) кухни, потеснив даже картошку. Начать с того, что это вообще не овощ, а ягода, хотя в конце XIX века американские таможенники проводили их по декларации как овощи, а более ста лет спустя Евросоюз отнес эти плоды к фруктам.
В этом наши маленькие красные шарики схожи с парными существительными, вроде «шорты, валенки, ножницы», так как образование генетива этих слов также не самоочевидно. Традиционно, в родительном падеже все эти слова приобретают нулевую флексию (окончание) – то есть, нет «шорт, валенок, ножниц». В детстве легко выучить исключение «носки» - «носков», по аналогии с чулками: что длинное – становится коротким (чулки - чулок), короткое – длинным (носки – носков).
Что касается томатов, здесь нет ни разночтений, ни исключений: один помидор и два кило помидоров. Это обычное существительное в мужском роде, не означающее парный предмет и оканчивающееся на твердый согласный. Решение одной проблемы тут же влечет за собой новую задачку: как правильно – пять «килограмм» или «килограммов»? Чтобы ненароком не ошибиться, наши соотечественники часто предпочитают сократить проблемное слово до нейтрального «кило», как сделано выше, но рано или поздно придется столкнуться с полной формой. Лингвисты утверждают, что нормой являются оба варианта, образование родительного падежа будет зависеть от контекста. В счетной форме (когда слово идет за конкретным числительным) допустимо словообразование с нулевой флексией: «пять килограмм», хотя исторически правильным считается форма с окончанием «-ов». Если слово используется без числительного, возможен только последний вариант: «несколько килограммов».