В проявлении хамства виноваты оба: тот, кто хамит, и тот, кому хамят. Первый - не умеет держать свои эмоции под контролем, второй - позволяет проявлять открытую агрессию по отношению к себе. Если грубость случайных прохожих можно проигнорировать, то неуважительное отношение со стороны людей, с которыми вы общаетесь каждый день, нужно пресекать при первом же проявлении. Хамы - это неуверенные в себе люди, которым необходимо самоутвердиться и повысить свою самооценку. Особыми талантами и природным обаянием они, как правило, не блещут, потому и ищут человека, за счет которого можно поднять свой авторитет в глазах других людей.
Вы, вероятно, не раз замечали, в рабочем коллективе, что один и тот же человек постоянно терпит ироничные высказывания в свой адрес от своих коллег, при этом лишь смущенно улыбаясь. Чтобы стать каждодневной энергетической подпиткой хама, нужно обладать следующими чертами характера:
- повышенным чувством долга - оно заставляет человека чувствовать себя постоянно виноватым в чем-то и таких людей можно обвинять в чем угодно, они безоговорочно признают свою вину, не учитывая обстоятельств и не придумывая себе оправданий, а все дерзкие выпады обидчиков они воспринимают кивая головой и молча соглашаясь с ними;
- низкой самооценкой - человека, который себя не уважает, уважать никто не будет и если его и будут замечать в коллективе, то только затем, чтобы развлечься, отпуская некорректные шутки в его адрес, а чтобы хоть как-то оборониться человек с заниженной самооценкой начинает в ответ кричать или оскорблять хама, чем его только раззадоривает и подбадривает;
- бесконфликтностью - наблюдается у людей, у которых родители с детства сформировали беспрекословное уважение ко всем людям и страх перед авторитетами, но при этом не воспитывали уважение к себе, не научили ребенка постоять за себя и отражать давление окружающих, поэтому бесконфликтные люди уходят от обидчиков и стараются как можно меньше с ними находиться на одной территории.
Чтобы не превратиться в такую жертву, вам необходимо научиться правильно реагировать на некорректные выпады людей из вашего близкого окружения. Если вас намеренно провоцируют на конфликт, попробуйте использовать следующие психологические приемы:
- Интеллигентный троллинг. Людям, часто общающимся на форумах и в чатах, знаком этот термин. Заключается он в следующем: если вас начинают оскорблять, «включите интеллигента» и начните «загружать» собеседника умными фразами. К примеру, на нецензурную лексику можно ответить: «Извините, я не понимаю Вашу речь. Общайтесь со мной на языке Пушкина и Фета, пожалуйста».
- Непонимание. В ответ на грубость сделайте вид, что ничего не поняли: «Что простите? Вы, вероятно, оговорились или я не то услышал?»
- Вопросы. Вместо ответа на дерзость задавайте уточняющие вопросы: «Вы считаете, что у меня руки растут не из того места? У Вас есть официальный документ или справка, подтверждающая это?»
- Юмор. Спасает практически в любых ситуациях. Например, можно спросить у агрессивного человека: «Вы почему злой такой? Вам что конфет в детстве не давали?»
- Жалоба руководству. На работе лучше этот метод не использовать, вы же не хотите прослыть в коллективе ябедой, да и начальству вряд ли такое понравится. Этот прием уместен только в госучреждениях, если должностное лицо (участковый врач в поликлинике, сотрудник ЖЭКа, пенсионного фонда, собеса) позволяет себе в грубой форме с вами обращаться, не ввязывайтесь в конфликт, вежливо спросите имя и фамилию (как правило, уже на этом этапе, грубиян меняет тон) и напишите жалобу в администрацию.
- Согласие. Попробуйте соглашаться со словами хама. Пример:- Куда лезешь без очереди, урод?
- Да, я урод, потому и лезу без очереди.
После такого ответа хаму нечего сказать, он растерян. - Просьба. Можно просто настойчиво попросить не хамить вам. Пример:- Не хами мне.
- Я еще и не начинал.
- Значит, уже пора заканчивать. - Аллергия. Когда собеседник некорректно выражается в ваш адрес, начните нарочно чихать и кашлять, после чего скажите: «Извините, но у меня аллергия на словесный понос и чушь».
- Разочарование. Пристыдите хама своим разочарованием в нем: «Я был лучшего о Вас мнения», «Я не верю, что это сейчас Вы говорите».