
В школе и на филологических факультетах вузов морфемный анализ является одним из наиболее сложных видов языковых разборов. Ученики должны уметь выделять морфемы правильно, знать их значения, уметь точно делить слово на части, чтобы сделать морфемный разбор слова без ошибок. Морфема – это минимальная значимая часть слова. Фактически, делая морфемный анализ, вы разбираете слово по составу, обозначая все его части специальными значками. Делать данный разбор непросто. Безусловно, на начальном этапе, выполняя домашнее задание, можно использовать специальный словарь, выполнять разбор слов по нему. Однако на контрольных работах, экзаменах всё равно понадобится продемонстрировать свои знания и навыки, сделать морфемный анализ самостоятельно. Для этого необходимо много практиковаться, помнить основные принципы и особенности морфемного разбора, выполнять его по алгоритму. Желательно также знать хотя бы основные группы морфем, характерные для конкретных частей речи морфемы. В основном это касается суффиксов, поскольку именно с их выделением чаще всего возникают затруднения: сложно правильно провести между ними границу, обозначить морфему точно, не спутать с похожей. Достаточно хорошо ориентироваться в основных группах морфем, нюансах разбора, делать его внимательно, чтобы свести к минимуму возможность появления ошибок.
Сначала делайте морфемный разбор на черновике. Только выполнив его и проверив результат, можно переписывать всё на чистовик. Вам понадобится выписать само слово, провести разбор, возможно, в нескольких вариантах. Подбирайте однокоренные слова и записывайте их рядом, лучше в столбик. Когда слово достаточно трудное для разбора, нужно записать как можно больше проверочных однокоренных единиц, выделить в них морфемы. Работайте тщательно, не отвлекайтесь, относитесь одинаково внимательно к любому слову, даже если оно показалось вам совсем простым для разбора. Очень часто ошибки допускают и в лёгких, коротких словах, в которых мало частей. Чтобы без ошибок сделать морфемный разбор слова, нужно всегда выполнять его аккуратно и проверять себя. Рассмотрим этапы морфемного разбора.
- Сначала следует выделить в слове окончание. В отдельных образовательных учреждениях практикуют выделение основы слова в качестве первого этапа разбора, но большинство учёных считают, что в первую очередь необходимо обозначить именно окончание. С ним связаны нюансы, на которые необходимо обращать внимание. Окончание выделяется путём обведения его прямоугольной рамочкой.
- После обозначения окончания слова можно выделить его основу. Она подчёркивается, а с боков отделяется короткими вертикальными чёрточками. В школьных учебниках вы уже могли прочитать традиционное определение основы: часть слова без окончания. Однако это не совсем верно. В основу глагола не включают не только окончание, но и формообразующие суффиксы в глаголах. Запомните данные суффиксы:
- суффикс прошедшего времени –л-;
- суффиксы неопределённой формы –ти, -ть.
Чтобы не перепутать основу и окончание, всегда точно её выделять, каждый раз обращайте особое внимание на глаголы прошедшего времени, неопределённой формы, вспоминайте нюансы их разбора. - суффикс прошедшего времени –л-;
- На третьем этапе, выделив окончание и основу, вам понадобится правильно найти корень слова. Есть разные методики разбора: в некоторых предлагают сначала обозначить корень, а кто-то считает, что лучше выделить все суффиксы и приставки. Тогда корень сам окажется последней значимой частью слова, несущей его основной смысл. Всё зависит от сложности и длины слова, количества морфем в нём. В большинстве случаев школьники анализируют слова с умеренным числом морфем. Такие слова следует разбирать традиционно, выделяя на третьем этапе корень. Если слово действительно очень сложное, в нём сочетается сразу несколько суффиксов, приставок, стоит приступить к их разбору, а уже в последнюю очередь обозначить корень. Чтобы правильно найти корень, подберите как можно больше однокоренных слов. Постарайтесь не упустить нужные слова, иначе корень окажется слишком длинным, вы ошибочно включите в него приставку или суффикс. Корень выделяется сверху кривой линией, напоминающей округлую «крышечку».
- Когда вам уже известны основа, окончание и корень, в большинстве случаев желательно приступить к выделению приставки. Обычно с данной частью слова проблем не возникает. Её нужно отчеркнуть сверху прямой линией, провести вниз небольшую вертикальную чёрточку, которая отделит приставку от корня.
- Зачастую самый ответственный этап – выделение суффиксов. Постарайтесь запомнить основные типы суффиксов, их группы, чтобы обозначать их не наугад, а с использованием конкретных знаний, сделать морфемный разбор слова точно. Суффикс выделяют, нарисовав над ним заострённую «крышечку».
Морфемный разбор необходимо выполнять тщательно. Запомните несколько основных нюансов разбора и наиболее распространённые морфемы.
- Уделите внимание выделению окончания. У многих слов нужно обозначать нулевое окончание: вам понадобится поставить квадратик, оставив в нём пустое место. Это слова, в которых окончания нет, но оно может появиться, если слово поставить в другую форму. Не забывайте, что нулевое окончание есть далеко не у всех слов. Заучите группы слов, у которых так называемого «незамещённого места» окончания нет:
- деепричастия (сделав);
- наречия (далеко);
- глаголы в неопределённой форме (решить);
- неизменяемые существительные (кофе).
- деепричастия (сделав);
- Тщательно относитесь к выделению окончаний у глаголов. Они нередко оказываются в середине слова, но в основу не входят. Например: улыбается, окончание –ет-.
- Аккуратно используйте метод выделения морфем «матрёшка», когда вы постепенно «освобождаете» корень слова от суффиксов и приставок, подбирая однокоренные слова. Старайтесь определять части слова объективно, не стремитесь найти как можно больше морфем. Большую роль играет смысл слова, его значение в конкретном фрагменте текста. Целый ряд слов, хотя и имеют этимологическое родство, в современном русском языке давно разошлись по смыслу и не являются однокоренными. Посмотрите на примеры:
- насторожиться – сторожить;
- привлекать – влёк;
- воздух – дух;
- исследовать – след.
- насторожиться – сторожить;
- В ряде случаев вам потребуется частично затранскрибировать слово, то есть сделать его фонетический разбор, чтобы правильно определить границы морфем. Это нужно выполнять в тех случаях, когда буквы е, ё, ю, я оказываются в определённых позициях и распадаются на два звука, один из которых – й. Внимательно анализируйте данный звук, чтобы правильно отнести его к корню или суффиксу.
- Сначала запомните самые распространённые суффиксы, характерные для разных частей речи, их образования:
- -л- – суффикс прошедшего времени глагола (придумал, убежал);
- -ящ-, -ущ-, -ащ-, -ющ- суффиксы, образующие причастия (думающий, манящий);
- -тель-, -ость-, -к- очень часто встречаются у существительных (водитель, мышонок, строгость).
- -л- – суффикс прошедшего времени глагола (придумал, убежал);
- Также запишите расширенный список суффиксов. Учите их по группам, в соответствии с частью речи. Тогда вам будет гораздо проще правильно выделить суффикс. Суффиксы уже распределены по частям речи:
- суффиксы существительных: -ушк-, -ишк-, -щик-, -чик-, -тель-, -ист-, -еньк-, -онк-, -ник-, -к-, -ость-, -иц-, -й-, -ек-, -от-, -ищ-;
- характерные суффиксы глаголов: -ыва-, -ова-, -ева-, -ирова-, -нича-, -изирова-, -ствова-;
- прилагательных: -ск-, -к-, -ын-, -ин-, -онн-, -енн-, -ин-, -н-, -ян-, -ан-, альн-, -ав-, -лив-, -ичн-, -ическ-, -ев-, -ов-;
- распространённые суффиксы причастий: -ущ-, -ащ-, -ящ-, -ющ-,-вш-, -ш-;
- страдательных причастий: -ённ-, -нн-, -енн-, -ом-, -ем-, -им-, -т-;
- суффиксы деепричастий: -а, -я, -ши, -вши, -в.
- суффиксы существительных: -ушк-, -ишк-, -щик-, -чик-, -тель-, -ист-, -еньк-, -онк-, -ник-, -к-, -ость-, -иц-, -й-, -ек-, -от-, -ищ-;