» » » Как сделать морфологический разбор местоимения?

Как сделать морфологический разбор местоимения?

Как сделать морфологический разбор местоимения?

В школе регулярно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Ученикам необходимо не только знать основные требования к разбору, но и отлично ориентироваться в грамматических категориях, уметь правильно определять их и сразу верно относить слово к соответствующей части речи. Только так можно сделать морфологический разбор местоимения правильно. Не стоит считать местоимение слишком лёгкой для разбора частью речи, уделяя ему меньше внимания. Его не следует путать с прилагательными, числительными, существительными и наречиями. Знание основных особенностей грамматических категорий местоимений, нюансов разбора и алгоритма поможет сделать морфологический анализ без ошибок.

 
Делаем морфологический разбор местоимения: правильно, последовательно, точно
В первую очередь обратите внимание на смысловую нагрузку местоимения, его значение в тексте. Выполняйте морфологический разбор тщательно, не отвлекайтесь. Вспоминайте все особенности разбора, проводите анализ вдумчиво. Первоначальные записи делайте на черновике. Когда морфологический разбор полностью выполнен, вы его проверили и уверены в результате, можно переписать всё на чистовик.

Не забывайте о последовательности разбора: сначала нужно выписывать словоформу, начальную форму, неизменяемые признаки, затем изменяемые грамматические категории, а заключительным пунктом станет анализ синтаксической функции местоимения в предложении.
  1. Убедитесь, что перед вами действительно местоимение. Не путайте их с существительными: местоимение только указывает на предмет, но не называет его конкретно. Слова, подобные языковым единицам иначе, по-моему, никак, где, важно отличать от наречий: они указывают на признак действия, но не обозначают его.
  2. Отличайте местоимения от союзов. Если возникли сомнения, нужно выяснить синтаксическую роль анализируемого слова. Местоимение будет выполнять синтаксическую функцию, являясь одним из членов предложения, указывая на предмет, признак действия, а союз не может быть членом предложения.
  3. Обязательно учитывайте индивидуальные требования к морфологическому разбору. В каждой школе, вузе есть специальные методические указания, где имеется информация о принятых стандартах всех видов языковых разборов. Некоторые детали могут отличаться. Например, в пособии Д.Э.Розенталя группа местоимений названа местоименными наречиями, а в ряде школьных учебников она же имеет наименование местоимения-наречия. Вам понадобится сделать морфологический разбор местоимения так, как это требуется по стандартам вашего учебного заведения. При поступлении в вуз тоже необходимо ознакомиться с данными стандартами, иначе разбор, выполненный по-другому, может быть признан неверным.
  4. Несмотря на кажущуюся простоту разбора местоимения, связанную с небольшим количеством грамматических категорий, сложности могут возникнуть практически сразу. Тщательно отнеситесь к определению начальной формы местоимения, иначе вы в дальнейшем будете проводить ошибочный анализ, указывая постоянные признаки совсем другого слова.
    • Начальная форма есть не у всех местоимений. Например, возвратное местоимения себя не имеет именительного падежа, хотя и изменяется по падежам. Следовательно, начальной формы у него нет.
    • Помните о супплетивизме, который характерен для склонения личных местоимений (то есть слово меняется целиком, а не только его окончание, суффикс и т.д.). Так, определяя начальную форму местоимения меня, вы должны записать слово «я», и именно по нему проводить анализ, обозначая постоянные грамматические категории.
    • Есть ряд традиционных ошибок, которые ученики допускают регулярно, делая морфологический разбор местоимения. Возьмите за правило, рассматривая слово, возвращаться к началу. Например, зачастую неправильно определяют начальную форму местоимения, потому что ошибочно относят его к другой группе. Допустим, видя слово «ничем», вы можете автоматически записать «ничей», так как приняли единицу за местоимение-прилагательное. Поскольку на самом деле это местоимение-существительное, правильная начальная форма для него – «ничто». Чтобы не ошибиться, ещё раз проверьте, к какой группе относится местоимение, и вернитесь к начальной форме: убедитесь, что она определена верно.
  5. Важно запомнить все группы по соотношению с другими частями речи, чтобы сделать морфологический разбор местоимения точно.
    • Местоимения-существительные нередко называют в школьной программе просто «местоимениями», опуская их соотношение с существительными. Даже если у вас принято именно так, помните, что эти местоимения соотносятся с существительными, чтобы не путать их с другими группами. Слова из данной группы указывают на предмет, но не называют его. В предложении они чаще всего являются подлежащими, дополнениями. В группу входят относительные, вопросительные, личные, неопределённые, отрицательные местоимения и возвратное местоимения себя.
    • Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, но не обозначают его конкретно. В предложениях они обычно выполняют синтаксическую роль определения. К местоимениям-прилагательным относятся относительные, вопросительные, притяжательные, неопределённые и отрицательные местоимения.
    • Местоимения-наречия не называют признак действия, но указывают на него. Они становятся в предложениях обстоятельствами. В группу местоимений-наречий входят неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные и притяжательные местоимения.
    • Местоимения-числительные указывают на число, количество, но не называют его. Они могут входить в состав подлежащего, дополнения в предложении. К ним относятся отрицательные, относительные, неопределённые и вопросительные местоимения.
  6. Научитесь отличать местоимения различных разрядов, не путать их:
    • личные: я, ты, он, мы, вы, они;
    • возвратное: себя;
    • неопределённые: кое-что, некто, что-нибудь;
    • отрицательные: ничто, никто;
    • притяжательные: мой, по-моему, наш. ваш;
    • относительные: сколько, кто, какой, где;
    • вопросительные: который, где, когда.
    Обратите внимание на относительные и вопросительные местоимения: они могут иметь одинаковую форму, но по-разному употребляются в предложениях. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, а относительные соотносят высказывание с чем-либо. Например:
    • Что ты будешь смотреть? (вопросительное местоимение).
    • Подруга не понимает, что мне в нём так нравится (относительное местоимение).
Помните все особенности грамматических категорий, тщательно разбирайте каждое местоимение, чтобы не допустить ошибок.

Последовательность морфологического разбора местоимения
Следуйте алгоритму, чтобы верно сделать морфологический разбор местоимения.
  1. Выпишите словоформу местоимения – это слово в том виде, в каком оно употреблено в тексте.
  2. Определите начальную форму местоимения, поставив его в именительный падеж, единственное число, мужской род, если они есть. Учитывайте смысл слова, его соотносимость с другими частями речи.
  3. Выясните, к какой группе принадлежит местоимение.
  4. Определите и запишите разряд местоимения.
  5. Если ваше местоимение является личным, нужно отметить его лицо. Этот признак постоянный.
  6. Отразите все непостоянные признаки местоимения, которые у него имеются:
    • падеж;
    • число;
    • род.
    Пользуйтесь формулировкой «местоимение употреблено в форме »:
  7. Запишите, каким членом предложения является местоимение.
Выполняйте морфологический разбор последовательно и тщательно, старайтесь не путать группы и разряды местоимений, правильно определять все грамматические категории.