Редкому родителю не знакома проблема, когда его ребенок приходит домой, бросает портфель и садится за компьютер вместо того, чтобы делать уроки, а при попытках заставить сделать домашнее задание cлучается скандал. Оценки портятся, учителя посматривают явно недобро, а вы хватаетесь за голову – неучем растет! Что происходит со школьником, если желание учиться пропадает или просто отсутствует, и как можно мотивировать его к учебе?
Второй нюанс – умение делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Эти основы также закладываются в самом раннем возрасте. Когда ребенку дают всё, что он попросит, и оберегают от «грязного» труда, вроде самостоятельной уборки в комнате или помощи с посудой после обеда, он привыкает к вседозволенности и неприкосновенности. Когда приходит пора переступать через себя и сквозь осенний мрак, под моросящим дождем идти туда, где в него силком впихивают знания, у него случается ступор – как так, а где же привычная жизнь, в которой можно всё? Поэтому еще с дошкольного возраста надо прививать ребенку самостоятельность и понимание, что некоторые вещи надо делать даже тогда, когда делать их не хочется.
Есть ещё одна предпосылка к формированию отсутствия интереса к учебе – нестабильная ситуация дома. Под это определение подходит и постоянная ругань родителей по поводу и без, и отсутствие внимание к развитию ребенка, и игнорирование его режима дня, и противоречия друг другу в своих требованиях. Например, бабушка при ребенке спорит с его мамой, а мама разрешает то, что запрещает отец. Всё это вызывает у ребенка постоянный стресс, который сжигает все его эмоциональные силы, и на учебу просто не остается энергии.
Как можно мотивировать ребенка учиться?
- Мягко выясните у ребенка, что ему не нравится в школе. Проблема может оказаться вовсе не в учебе, а в отношениях со сверстниками или учителями. Ваша задача поговорить с ним так, чтобы он почувствовал себя в безопасности и раскрылся, поэтому ни в коем случае не наказывайте его за ответ. Быть может, какой-то учитель постоянно называет весь класс лоботрясами, и это сильно демотивирует чувствительную детскую психику.
- Попробуйте узнать, какие предметы интересны ему больше всего и почему. Даже если на первый взгляд ребенок ничуть не заинтересован в учебе, так или иначе откроется, что, к примеру, на одном уроке ему больше всего нравится обсуждение темы урока с учителем, а на другом – возможность придумать решение задачи самостоятельно. Выясняйте такие нюансы и старайтесь привнести их элементы в выполнение домашней работы.
- Мотивируйте ребенка реально достижимыми целями. Дальнейшее поступление в ВУЗ и появление хорошей работы не мотиватор для того, для кого год – это целая жизнь. Предлагайте ребенку интересную ему награду за хорошие отметки. Например, за законченный год без троек – новый компьютер, а за достойные оценки за четверть – велосипед. Главное, чтобы это было то, что действительно хочется ребенку, и что может сподвигнуть его работать над собой. А чем ближе будет вознаграждение, тем сильнее будет мотивация. Однако не стоит поощрять ребенка только деньгами: со временем он может начать учиться только «за оплату». Поэтому лучше отдать предпочтение чему-то нематериальному, но приносящему радость.
- Давайте ребенку самому делать свои ошибки и ни в коем случае не делайте задание за него. Лучше подсказать ему, в какую сторону двигаться при решении, а потом проверить результат. Если найдете там ошибки – не ругайте его, а предложите ему самому их найти и подумать, как их исправить.
- Формируйте адекватную самооценку у вашего ребенка. Завышенная самооценка может заставить его думать, что он и так хорош во всем, а посему учиться не обязательно, а заниженная может помешать ему прыгать выше головы и стараться, несмотря на неудачи, потому что вызовет ощущение тщетности попыток. Чаще говорите ему, что вы верите в него, и что он справится. Дети очень зависимы от одобрения родителей, поэтому не лишайте его этой нужной эмоции.
- Покажите своему ребенку, что в любом случае, что бы он ни сделал, вы любите его, гордитесь им и готовы помогать и поддерживать его столько, сколько потребуется, и так, как потребуется. Ваша вера заставит его почувствовать себя в безопасности, и у него самого появится желание порадовать вас хорошими оценками.
- Не стоит сравнивать ребенка с его сверстниками в попытке подстегнуть спортивный интерес. Некоторые готовы на спор горы свернуть – это факт. Но велика вероятность, что ваше чадо расценит сравнения и фразы вроде «Саша/Маша учатся так хорошо, а ты только двойки приносишь!» как признание его полностью безнадежным. После этого может начаться не только полное отторжение к учебе, но и бессознательная обида на вас – «какие-то абстрактные дети маме нравятся больше, чем я».
- Не давите на ребенка слишком сильно тем, что учиться надо, иначе он не поступит в институт, а когда вырастет – станет дворником. Многократно доказано, что это вызывает ровно обратный эффект. Чем больше давление, тем больше сопротивление – таким образом можно убить последние крохи естественной любознательности.
- Откажитесь от завышенных требований и ожиданий и не сравнивайте ребенка с собой в его возрасте. Кроме того, не стоит заставлять ребенка сделать то, чего вы сами по тем или иным причинам сделать не смогли. У него своя жизнь, свой путь развития, поэтому не пытайтесь реализоваться за счет него.
- Не торопитесь. Если вы попробовали все варианты мотивации, а оценки лучше не стали, дайте ребенку время. Переход от плохих оценок к хорошим – длительный процесс, и если вы не будете хвалить ребенка за старания, он может оставить свои попытки, поскольку сочтет это бессмысленным – морального поощрения как не было, так и нет, зачем же тогда пытаться?
- Не ругайте ребенка, если он получил плохую оценку. Возможно, дело тут не в знаниях, а в банальном волнении, плохом самочувствии или предвзятом отношении учителя. Не судите, пока не рассмотрите ситуацию со всех сторон.