» » Как научить ребенка читать по слогам?

Как научить ребенка читать по слогам?

Как научить ребенка читать по слогам?

Грамотно организованный процесс обучения чтению может открыть перед ребенком прекрасный мир детской, а потом и мировой литературы. Хорошо читающие дети легко учатся в школе, умеют быть приятными и убедительными собеседниками. Но, обучение чтению – это серьезная и сложная работа для ребенка. Чтобы на протяжении всего времени поддерживать интерес к чтению, делайте упор на книги с увлекательными иллюстрациями и интересным текстом, напечатанным крупным шрифтом.

 
Учить ребенка чтению можно в любом возрасте – от года до момента подготовки к школе. Но есть один фактор, который является определяющим и которым должны руководствоваться родители. Если хотя бы один из них любит читать книги, читает много и охотно, есть смысл начинать учить с ребенком буквы с года.


Если оба родителя равнодушны к чтению, лучше начать обучать ребенка попозже – в 4-5 лет.

Полученные ребенком навыки чтения должны постоянно подкрепляться, а это возможно, когда родители сами любят книги и умеют «со вкусом» почитать с ребенком детскую книжку. Если же чтение не входит в круг интересов родителей, взрослому сложно будет объяснить маленькому человечку, для чего вообще нужно читать. Самое хорошее, если ребенок будет уверен – уметь читать – это полезно и очень приятно! Поэтому идеальным фоном для обучения чтению являются нечастые, но эмоциональные высказывания одного родителя другому о том, какую интересную книгу он читает, какие удивительные вещи там написаны, какой замечательный писатель ее написал. Разумеется, чем правдивее и искреннее взрослый человек, чем ближе он к ребенку эмоционально, тем больше шансов у взрослых не просто научить читать, но и с раннего детства привить любовь к чтению. С чего начать?
Самое первое, что нужно сделать – это выучить название каждого звука. При этом нужно четко понимать разницу между буквой и звуком. Алфавит состоит из 33 букв. Читая его в обычной жизни, мы произносим: «А, Бэ, Вэ, Гэ…». В процессе обучения следует называть не буквы, а звуки, одновременно показывая соответствующую букву. Произносить их нужно четко и коротко (отрывисто): Б, М, Ф…., а гласные слегка растягивая А-а, И-и.

Независимо от возраста, дошкольник нуждается в ярком, методически грамотно составленном наглядном материале. К числу эффективных наглядных пособий относятся кубики с буквами и картинками (или только с буквами), пластмассовые буквы (полный алфавит, выполненный в одном или нескольких цветах), настенная азбука, раскраски с буквами.

Занятия должны проходить в игровой форме. Спросите у ребенка: «А ты знаешь свою букву?». Если ребенок ответит утвердительно, убедитесь, что он действительно знает букву, с которой начинается его имя. Если ребенок не знает «своей буквы», объясните, что это за буква.

Достаньте из набора букв или кубиков нужную букву и скажите: «Смотри! Это самая главная твоя буква! Д! Ведь ты Даша, твое имя начинается с буквы Д! Ну-ка повтори!»

Пусть ребенок несколько раз четко повторит букву Д. «Даша, а я увидела, что твоя буква на что-то очень похожа. Посмотри на нее внимательно! Она тебе ничего не напоминает? А мне напоминает домик, или шалаш, с двумя маленькими ножками». Ваша цель на этом этапе – рассмотреть букву, ее особенности.

Возьмите штук 5 разных букв или кубиков, и смешайте букву Д с ними. Потом скажите «Даша, а ты можешь найти в этой куче свою букву?». Даша, конечно же, найдет Д. Похвалите ее и скажите, что теперь она знает свою букву. На этом первое занятие нужно закончить. Закрепите знания в этот же день попозже, попросив девочку найти букву Д. Но не утомляйте ребенка.

Подобным же образом изучаются все буквы. Параллельно родители объясняют ребенку, что Д – это не только Дашина буква. Домик – это тоже Д и т.д.

По мере изучения гласных и согласных из них можно составлять слоги. Выучили букву М, через день-два – А. Когда ребенок совершенно четко усвоил их, поставьте М и А рядом и скажите: «А давай прочитаем, что это у нас получилось?». Ребенок прочтет буквы отдельно: М А. «Но ведь они у нас рядом стоят, значит, их нужно вместе читать, без перерыва – МА». Ну-ка прочитай! Поставьте рядом две пары букв МА МА. Пусть ребенок прочитает. К освоению новых слогов переходите только тогда, когда ребенок твердо усвоил те слоги, которые вы с ним уже научились читать. Первое время (примерно 10-15 слогов), ребенок будет просто запоминать их, но потом механизм образования и чтения слогов станет ему понятен, и он сможет без труда складывать и читать новые сочетания букв.

На первых порах следует работать только с открытыми слогами и словами из них: мама, няня, папа, каша, Даша. Затем можно перейти к закрытым: дом, сом, лом, сон; а потом – и к более сложным словам: сестра, крошка, столик.

Когда все буквы выучены и ребенок показывает и называет вам любую из них, без труда читает слоги, можно начать читать целые предложения, состоящие из нескольких слов.

Что читать?
Читать перед сном – очень хорошая привычка. Но раз уж ваш малыш научился читать, перед тем, как открыть книгу, договоритесь, что он начинает, а вы продолжите чтение до конца. Пусть на первых порах это будет несколько слов всего. «Ну-ка, ну-ка, что же там дальше-то произошло, давай, теперь я буду читать!» - вы должны взять книгу из рук ребенка при первых же признаках того, что ему очень трудно или он устал.

Постоянно под рукой у ребенка может быть 1-2 книги, которые он очень любит и, скорее всего, знает наизусть. Новые книги вводите по одной. Прочитали, обсудили, убрали. Если очень понравилась ребенку – оставьте на день-два, потом обязательно уберите. Можно начинать читать другую книгу.

Лучшая литература – это народные сказки, потешки, советская классика для детей – произведения Барто, Маршака, Чуковского. Яркие, захватывающие образы и необычные сюжеты этих произведений способны привить вкус к чтению с раннего детства.

Учим читать правильно.
В процессе обучения следите за собственной дикцией – говорите четко, в среднем темпе и со средней силой голоса, но не мямлите, не сюсюкайте. Тем более, не принуждайте ребенка учебе, если ему не хочется этим заниматься. Если это происходит, это вовсе не говорит о том, что ваш ребенок ленив. Скорее, это признак того, что вы не нашли верного подхода к собственному чаду, не смогли сделать процесс обучения интересным для него. Направьте свои усилия в это русло и результаты вас порадуют.

Не скупитесь на артикуляцию. Ребенок будет обучаться, повторяя звуки, слоги и слова за вами. Если вы будете произносить звуки невнятно и неэмоционально, а ваша артикуляция будет вялой, вы рискуете обучить своего ребенка такой же манере говорить. Когда показываете ребенку букву и называете звук, делайте это звонко. Активно вытягивайте губы, произнося У; делайте губами «колечко», произнося звук О; раскрывайте в полуулыбке рот – А; плотно смыкайте губы – М, и т.д..

Если вы начинаете учить ребенка чтению в 4,5 – 5 лет, вполне допустимо говорить о том, что «Сейчас мы с тобой будем учиться читать». С детьми младшего дошкольного возраста обучение происходит исключительно в игровой форме. И таким детям нужно предлагать не «учиться читать», а «поиграть с буквами».