В школе сейчас нагрузки достаточно большие, много задают на дом и по русскому языку. Ученикам приходится активно работать как на уроках, так и после них. Безусловно, зачастую можно слышать, что освоить программу нелегко, а некоторые задания вызывают отрицательное отношение школьников. Работа над ошибками многим кажется ненужной: в таких случаях ученики считают, что в ней уже нет смысла. Действительно, вы будете разбираться в тексте, за который уже получили оценку, тратить на его изучение время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. Именно так вы сумеете обучаться максимально эффективно, подходить к процессу индивидуально, буквально – учиться на собственных ошибках.
Делаем работу над ошибками: регулярно, последовательно и эффективно. Полезные советы
Запомните ряд несложных советов, они вам очень помогут проводить работу над ошибками с пользой.
- В первую очередь обратите внимание на ваш настрой на работу. Наверняка вам известны ситуации, когда и задание выполнено, и время потрачено, но в памяти не остаётся необходимая информация. Ученики спешат, хотят скорее всё сделать, а в итоге никакого эффекта от работы нет, хотя она и занимает определённое время. Трудитесь для себя, а не для оценки учителя, формального выполнения задания. Самое главное – результат, качество вашей работы, а не заполненные листочки тетрадки. Сразу оцените, в чём конкретно заключается суть работы над ошибками:
- вы тщательно изучите свой текст, который уже прошёл проверку учителя, – это поможет вам взглянуть на него по-новому, объективно;
- вы будете точно знать, где допустили ошибки;
- вы сможете проанализировать каждую ошибку, исправить её, самостоятельно вспомнить правила, найти соответствующую информацию в справочниках и учебниках;
- вы аккуратно выпишете слова с ошибками, правила, примеры: таким образом вы прекрасно закрепите материал, он хорошо запомнится;
- проведя такую работу, вы сумеете в дальнейшем стараться не допускать подобные ошибки.
Обратите внимание на важный момент: делать работу над ошибками нужно всегда. Именно так вы узнаёте свои слабые стороны, постепенно избавляетесь от всех недочётов. - вы тщательно изучите свой текст, который уже прошёл проверку учителя, – это поможет вам взглянуть на него по-новому, объективно;
- Выполняйте работу над ошибками тщательно, ни на что не отвлекайтесь. Не следует «выхватывать» подчёркнутые места из текста, игнорируя его в целом. Читайте текст целиком, а разбирайте ошибки. Вполне возможно, что в некоторых случаях будет важен и контекст. Вдумывайтесь в каждое слово, никогда не делайте работу над ошибками механически. Старайтесь сразу запоминать правила, разъясняйте все непонятные моменты.
- Работайте над ошибками вне зависимости от полученной оценки. Если вы огорчены слишком низким баллом – это только дополнительный стимул сделать работу максимально качественно, разобрать каждую ошибку. Перед вами уже находится ваш текст с выделенными учителем недочётами, а вам остаётся над ним потрудиться, чтобы в будущем уже не допускать таких ошибок, обратить внимание на правила, которые оказались для вас наиболее сложными.
- Заведите специальную тетрадь для работ над ошибками. Даже если ваш учитель не давал таких рекомендаций – сделайте это для себя. Вам очень пригодятся записи, причём вы сможете следить за закономерностями появлений ошибок в ваших текстах, своими успехами, повторять именно те правила, с которыми возникают сложности. Когда ваша тетрадь закончится, не выбрасывайте её. Храните все записи и регулярно просматривайте их. Хотя бы раз в полугодие листайте все тетрадки с работами над ошибками, а последние просматривайте примерно раз в неделю.
- Изучая последние работы над ошибками, сразу намечайте план дальнейших действий:
- какие правила вызывают наибольшие затруднения;
- что именно нужно повторить в ближайшее время;
- с чем уже удалось справиться, хорошо закрепить и запомнить.
Отмечайте не только неудачи, но и ваши успехи. Со временем их станет больше: вы увидите, что ошибаетесь меньше, а основная масса правил вам уже хорошо знакомы. - какие правила вызывают наибольшие затруднения;
- Чтобы правильно делать работу над ошибками по русскому языку, вам понадобится чётко систематизировать всю информацию в вашей тетрадке. Разделите листочек на четыре столбца. В первый вы будете заносить слово, словосочетание или предложение, в котором была допущена ошибка. Во втором нужно записать саму орфограмму, конкретный фрагмент текста и т.п. В третьем столбце запишите соответствующее правило. Обязательно придумайте несколько своих примеров и заполните ими четвёртый столбик. После этого можно провести горизонтальную черту, отделив данную ошибку от других, чтобы не возникло путаницы. Рисуйте чёткие линии, нумеруйте ошибки: так вам будет значительно легче просматривать материалы, повторять правила.
- Регулярно используйте ваши тетрадки с работами над ошибками для повторения русского языка. Так вы хорошо повысите ваш уровень грамотности.
Как делать работу над ошибками? Основные типы ошибок и методы их разбора
- Когда вы случайно заменили или пропустили букву в слове, его нужно переписать правильно и подчеркнуть пропущенную или искажённую букву.
- Ошибку в написании проверяемой безударной гласной нужно не только исправить, но и выписать правило, подчеркнуть орфограмму и найти проверочные слова, также записав их.
- Если гласная непроверяемая, слово вам понадобится записать хотя бы пять раз подряд. Это поможет его лучше запомнить, довести написание до автоматизма. Следите, чтобы ваше написание было правильным, не путайте буквы.
- Разбирая конкретные орфограммы, например, правописание гласных после шипящих, сочетание щн, чк, чн, обязательно придумывайте ещё два-три слова на соответствующую орфограмму.
- Нередко сложности возникают при написании двойных согласных в корне слова. В таком случае разделите слово для переноса, придумайте два-три однокоренных слова и запишите их. Не забывайте подчёркивать яркой ручкой двойную согласную.
- Орфограммы с мягкими и твёрдыми знаками анализируют следующим образом:
- когда ошибка допущена при написании разделительного твёрдого знака, нужно выписать слово, выделить приставку и корень, обозначить орфограмму, придумать два подобных примера;
- если пропущен разделительный мягкий знак, следует записать слово правильно, выделить корень, подчеркнуть гласную и мягкий знак, придумать два примера и записать их;
- разбирая написание мягкого знака, обозначающего мягкость согласной, выпишите слово верно, подчеркните мягкий знак и согласную, запишите два примера;
- чтобы проанализировать написание мягкого знака после шипящих в существительных, определите род существительного, запишите его в скобках, придумайте два примера.
- когда ошибка допущена при написании разделительного твёрдого знака, нужно выписать слово, выделить приставку и корень, обозначить орфограмму, придумать два подобных примера;
- Парные звонкие и глухие согласные вам понадобится проверить, поставив слово в форму, в которой после согласной окажется гласная. Запишите проверочное слово и 2-3 подобных примера, подчёркивайте орфограммы.
- Чтобы делать работу над ошибками, всегда проверяйте непроизносимую согласную, а не просто подчёркивайте её. Подберите однокоренные слова, в которых она будет стоять перед гласной. Обозначьте корень слова, подчеркните орфограмму.
- Разбирая правописание не и ни, слитное и раздельное написание не со словами, ошибки, связанные с правописанием приставок, дефисных написаний, необходимо найти нужное правило, найти несколько примеров, разобрать их и записать.
- Анализируя написание окончаний глаголов, существительных, прилагательных, обязательно тщательно разбирайте слова, записывайте в скобках все нужные грамматические категории в соответствии с указанными в правилах в качестве определяющих. Например: на опушке (существительное 1 склонения – опушка).
- При разборе пунктуационных ошибок нужно не просто подчёркивать запятую или другой знак препинания. Разберите предложение, особо выделите те члены, которые влияют на постановку рассматриваемого знака препинания, нарисуйте схему предложения и яркой ручкой обозначьте нужный знак, определяющие его члены предложения. Записав правило, придумайте и напишите хотя бы одно предложение на него, выделите знак препинания.
Делать работу над ошибками по русскому языку нужно постоянно, не пропуская ничего. Пишите внимательно, старайтесь вникать в тексты, запоминать правила, не спешите, тогда ваши занятия дадут отличные результаты.