» » Как делать работу над ошибками?

Как делать работу над ошибками?

Как делать работу над ошибками?

В школе сейчас нагрузки достаточно большие, много задают на дом и по русскому языку. Ученикам приходится активно работать как на уроках, так и после них. Безусловно, зачастую можно слышать, что освоить программу нелегко, а некоторые задания вызывают отрицательное отношение школьников. Работа над ошибками многим кажется ненужной: в таких случаях ученики считают, что в ней уже нет смысла. Действительно, вы будете разбираться в тексте, за который уже получили оценку, тратить на его изучение время, вместо того чтобы готовиться к следующим урокам. И видеть свои ошибки, подчёркнутые красным, тоже не очень приятно, даже с психологической точки зрения. Однако делать работу над ошибками необходимо – это поможет заметно улучшить ваши результаты, отлично закрепить материал, сократить возможность появления подобных ошибок в будущем. Именно так вы сумеете обучаться максимально эффективно, подходить к процессу индивидуально, буквально – учиться на собственных ошибках.

 
Превратите это занятие в увлекательное и динамичное, привыкните к нему, оцените его пользу и работайте над ошибками самостоятельно. Проводите анализ ваших ошибок даже тогда, когда от вас этого не требует педагог: вы очень быстро начнёте видеть реальные результаты. Воспользуйтесь полезными рекомендациями и повышайте вашу грамотность, работая над ошибками, это не будет лишним. На контрольных работах, диктантах, экзаменах вы окончательно убедитесь в необходимости ваших занятий.

Делаем работу над ошибками: регулярно, последовательно и эффективно. Полезные советы
Запомните ряд несложных советов, они вам очень помогут проводить работу над ошибками с пользой.
  1. В первую очередь обратите внимание на ваш настрой на работу. Наверняка вам известны ситуации, когда и задание выполнено, и время потрачено, но в памяти не остаётся необходимая информация. Ученики спешат, хотят скорее всё сделать, а в итоге никакого эффекта от работы нет, хотя она и занимает определённое время. Трудитесь для себя, а не для оценки учителя, формального выполнения задания. Самое главное – результат, качество вашей работы, а не заполненные листочки тетрадки. Сразу оцените, в чём конкретно заключается суть работы над ошибками:
    • вы тщательно изучите свой текст, который уже прошёл проверку учителя, – это поможет вам взглянуть на него по-новому, объективно;
    • вы будете точно знать, где допустили ошибки;
    • вы сможете проанализировать каждую ошибку, исправить её, самостоятельно вспомнить правила, найти соответствующую информацию в справочниках и учебниках;
    • вы аккуратно выпишете слова с ошибками, правила, примеры: таким образом вы прекрасно закрепите материал, он хорошо запомнится;
    • проведя такую работу, вы сумеете в дальнейшем стараться не допускать подобные ошибки.

    Обратите внимание на важный момент: делать работу над ошибками нужно всегда. Именно так вы узнаёте свои слабые стороны, постепенно избавляетесь от всех недочётов.
  2. Выполняйте работу над ошибками тщательно, ни на что не отвлекайтесь. Не следует «выхватывать» подчёркнутые места из текста, игнорируя его в целом. Читайте текст целиком, а разбирайте ошибки. Вполне возможно, что в некоторых случаях будет важен и контекст. Вдумывайтесь в каждое слово, никогда не делайте работу над ошибками механически. Старайтесь сразу запоминать правила, разъясняйте все непонятные моменты.
  3. Работайте над ошибками вне зависимости от полученной оценки. Если вы огорчены слишком низким баллом – это только дополнительный стимул сделать работу максимально качественно, разобрать каждую ошибку. Перед вами уже находится ваш текст с выделенными учителем недочётами, а вам остаётся над ним потрудиться, чтобы в будущем уже не допускать таких ошибок, обратить внимание на правила, которые оказались для вас наиболее сложными.
  4. Заведите специальную тетрадь для работ над ошибками. Даже если ваш учитель не давал таких рекомендаций – сделайте это для себя. Вам очень пригодятся записи, причём вы сможете следить за закономерностями появлений ошибок в ваших текстах, своими успехами, повторять именно те правила, с которыми возникают сложности. Когда ваша тетрадь закончится, не выбрасывайте её. Храните все записи и регулярно просматривайте их. Хотя бы раз в полугодие листайте все тетрадки с работами над ошибками, а последние просматривайте примерно раз в неделю.
  5. Изучая последние работы над ошибками, сразу намечайте план дальнейших действий:
    • какие правила вызывают наибольшие затруднения;
    • что именно нужно повторить в ближайшее время;
    • с чем уже удалось справиться, хорошо закрепить и запомнить.

    Отмечайте не только неудачи, но и ваши успехи. Со временем их станет больше: вы увидите, что ошибаетесь меньше, а основная масса правил вам уже хорошо знакомы.
  6. Чтобы правильно делать работу над ошибками по русскому языку, вам понадобится чётко систематизировать всю информацию в вашей тетрадке. Разделите листочек на четыре столбца. В первый вы будете заносить слово, словосочетание или предложение, в котором была допущена ошибка. Во втором нужно записать саму орфограмму, конкретный фрагмент текста и т.п. В третьем столбце запишите соответствующее правило. Обязательно придумайте несколько своих примеров и заполните ими четвёртый столбик. После этого можно провести горизонтальную черту, отделив данную ошибку от других, чтобы не возникло путаницы. Рисуйте чёткие линии, нумеруйте ошибки: так вам будет значительно легче просматривать материалы, повторять правила.
  7. Регулярно используйте ваши тетрадки с работами над ошибками для повторения русского языка. Так вы хорошо повысите ваш уровень грамотности.

Как делать работу над ошибками? Основные типы ошибок и методы их разбора
  1. Когда вы случайно заменили или пропустили букву в слове, его нужно переписать правильно и подчеркнуть пропущенную или искажённую букву.
  2. Ошибку в написании проверяемой безударной гласной нужно не только исправить, но и выписать правило, подчеркнуть орфограмму и найти проверочные слова, также записав их.
  3. Если гласная непроверяемая, слово вам понадобится записать хотя бы пять раз подряд. Это поможет его лучше запомнить, довести написание до автоматизма. Следите, чтобы ваше написание было правильным, не путайте буквы.
  4. Разбирая конкретные орфограммы, например, правописание гласных после шипящих, сочетание щн, чк, чн, обязательно придумывайте ещё два-три слова на соответствующую орфограмму.
  5. Нередко сложности возникают при написании двойных согласных в корне слова. В таком случае разделите слово для переноса, придумайте два-три однокоренных слова и запишите их. Не забывайте подчёркивать яркой ручкой двойную согласную.
  6. Орфограммы с мягкими и твёрдыми знаками анализируют следующим образом:
    • когда ошибка допущена при написании разделительного твёрдого знака, нужно выписать слово, выделить приставку и корень, обозначить орфограмму, придумать два подобных примера;
    • если пропущен разделительный мягкий знак, следует записать слово правильно, выделить корень, подчеркнуть гласную и мягкий знак, придумать два примера и записать их;
    • разбирая написание мягкого знака, обозначающего мягкость согласной, выпишите слово верно, подчеркните мягкий знак и согласную, запишите два примера;
    • чтобы проанализировать написание мягкого знака после шипящих в существительных, определите род существительного, запишите его в скобках, придумайте два примера.

  7. Парные звонкие и глухие согласные вам понадобится проверить, поставив слово в форму, в которой после согласной окажется гласная. Запишите проверочное слово и 2-3 подобных примера, подчёркивайте орфограммы.
  8. Чтобы делать работу над ошибками, всегда проверяйте непроизносимую согласную, а не просто подчёркивайте её. Подберите однокоренные слова, в которых она будет стоять перед гласной. Обозначьте корень слова, подчеркните орфограмму.
  9. Разбирая правописание не и ни, слитное и раздельное написание не со словами, ошибки, связанные с правописанием приставок, дефисных написаний, необходимо найти нужное правило, найти несколько примеров, разобрать их и записать.
  10. Анализируя написание окончаний глаголов, существительных, прилагательных, обязательно тщательно разбирайте слова, записывайте в скобках все нужные грамматические категории в соответствии с указанными в правилах в качестве определяющих. Например: на опушке (существительное 1 склонения – опушка).
  11. При разборе пунктуационных ошибок нужно не просто подчёркивать запятую или другой знак препинания. Разберите предложение, особо выделите те члены, которые влияют на постановку рассматриваемого знака препинания, нарисуйте схему предложения и яркой ручкой обозначьте нужный знак, определяющие его члены предложения. Записав правило, придумайте и напишите хотя бы одно предложение на него, выделите знак препинания.

Делать работу над ошибками по русскому языку нужно постоянно, не пропуская ничего. Пишите внимательно, старайтесь вникать в тексты, запоминать правила, не спешите, тогда ваши занятия дадут отличные результаты.