В наше время высоких технологий, конечно, проще сделать портрет любимого человека или ребенка фотоаппаратом. Но как бы ни был искусен фотограф, живой рисунок может передать гораздо больше живого тепла, чем техничная картинка. Каждый художник через рисунок выражает свое отношение к тому, что или кого изображает, вкладывает свои чувства и эмоции. Этого не умеет ни одна самая совершенная, но, увы, бездушная техника. На этом уроке попытаемся нарисовать карандашом мальчика, который доволен своей новой игрушечной машинкой. Малыш счастлив, вот этот момент и изобразим. Будет непросто для начинающих хотя бы приблизительно нарисовать карандашом мальчика. Поэтапно разберем весь рисунок.
- Можно использовать плотную матовую бумагу, на ней легче рисовать мелкие детали, а можно – чуть шероховатую, тогда рисунок получится очень мягким и теплым. Нужны будут простые карандаши разной твердости от HB до 7-9B, мягкий ластик. Первый этап очень важный. Необходимо точно просчитать позу и движение мальчугана, при этом учитывая детские пропорции. Рост ребенка в возрасте 3-7 лет вычисляется так: расстояние от его подбородка до края волос на лбу должно «уместиться» в его полный рост примерно четыре раза. У детей голова больше, чем у взрослых, выпуклый лоб, небольшой нос и припухлые щечки. Рисуем голову в форме яйца, чуть под углом вправо. Примерно прикидываем, где могут располагаться плечи ребенка – правое будет выше левого, поскольку он опирается на левую руку. Соответственно и правая точка бедра тоже будет выше левой, малыш сидит на левой коленке. Точками обозначаем места соединения суставов. Можно заранее провести линию горизонта под небольшим углом.
- Еще один важный и ответственный этап – начинаем вырисовывать тело ребенка. Одет наш мальчик в джинсовый комбинезон с пряжками на лямках и полосатый свитер. Детскую машинку рисуем пока без мелких деталей. Мысленно располагаем ребенка и машинку вдоль линии нарисованного горизонта. Когда будете «строить» игрушку, делайте ее контуры параллельно этому воображаемому горизонту. Проведите изогнутую прямую, которая делит лицо мальчика почти пополам – на ней будут располагаться его глаза (помните, что голова ребенка большая, поэтому линию нужно сместить чуть ниже). Горизонтальная дуга на лице смещена влево – на ней будет нарисован нос.
- Осторожно удалите все вспомогательные линии, сделайте четче контуры, и только теперь приступаем к деталям и световым тональностям.
- Тонкой штриховкой зарисуйте все тени, обозначьте складки одежды ребенка, как располагаются линии на свитере, как прикреплены пряжки (они будут под разными углами). Джинсовая ткань плотная, поэтому складки она образует большие и крупные. Материал свитера более мягкий и тонкий, поэтому складки будут тоже тоньше. Игрушечный самосвал можно нарисовать более общее, только контрастами света и тени, поскольку главный герой рисунка - маленький мальчуган.
- Начинаем тонировать одежду ребенка. Джинсовый комбинезон будет смотреться гораздо темнее свитера и в складках тени плотные и густые. Полоски на свитере рисуем параллельно, но не «забором», это все-таки шерстяная ткань, где-то она ложится ровно, а где-то собирается «гармошкой». Четче прорисовываем личико ребенка. Под глазами делаем складку, выразительней рисуем пухлый подбородок и немного штрихуем щечки.
- На этом увеличенном фрагменте хорошо видно как неровно ложатся полоски одежды, но воспринимаются издалека они именно как параллельные линии, наш мозг сам додумывает общую картинку.
- Делаем мягкие и прозрачные тени под игрушкой и ребенком. Самый темный участок находится на левом плече ребенка, он сразу цепляет взгляд зрителя. Потом человек смотрит на лицо малыша, затем на игрушку и снова возвращается к разглядыванию деталей на одежде мальчика. Начиная с крайней правой точки, наш взгляд скользит по незримому «треугольнику» - левое плечо, голова, игрушка и снова возвращается к фигуре. Значит, все сделали правильно, и нарисовать карандашом мальчика получилось. Проверьте, чтобы весь рисунок «не распадался», и отлично прочитывалась или угадывалась каждая отдельная деталь.