Про иву, это интересное «плакучее» деревце, придумано много историй. Почему же оно все-таки «плачет»? Мало кто знает, что это растение способно накапливать много воды, иногда чересчур много. Поэтому утром или ночью на листьях собираются серебристые капли влаги, они катятся по листочкам, падают на землю и кажется, что дерево роняет свои слезы. Кто-то считает, что ива опускает ветки, чтобы прикоснуться к воде и плачет над ее изменчивостью. Ведь вода бежит, не останавливаясь, и дерево грустит от невозможности ее «поймать» и остановить хоть на мгновение. Ивы часто растут по берегам рек и водоемов, поэтому попробуем нарисовать иву над рекой. Чтобы нарисовать иву, нам понадобятся ластик, специальная бумага и любая акварельная краска или акриловая, гуашь, кому как удобно.
- Первым делом, карандашом выполняем легкий эскиз нашего будущего пейзажа. У нас будет несколько «планов» рисунка – на переднем находится вода и сама ива, второй план – кустарник за ней и дальний план - это небольшая роща. Важно правильно наметить контур ивы, показать, как опускаются каскадом ее ветки-плети. Кто держал в руках вербу или просто наблюдал как растет ива в природе, тот знает насколько ее ветви гибкие. Под тяжестью листьев они будут плавно свисать как застывший водопад. Обозначим берег реки, небольшой кустарник и задний план со сплошной стеной деревьев.
- Чтобы не напутать ничего при раскрашивании, наметьте, где будут находиться тени. Темные участки так же будут на воде и под ивой.
- Начинаем рисовать акварелью. Прозрачной краской с добавлением воды, пишем небо. Это будет градиент от насыщенного синего цвета до прозрачного нежно-розового с добавлением фиолетового. Реку делаем оттенками похолоднее. Деревце закрашиваем желто-зеленой акварелью с небольшими оттенками зеленого справа, в тени. Дальний план рисуем обще, только силуэтом, используя синие, фиолетовые и голубые оттенки. Второй план намечаем теплой зеленой краской.
- На этом этапе пишем тени, но будьте аккуратны на участке, где ветки ивы соприкасаются с поверхностью воды. Этот кусочек нужно тщательно выписать, нам надо показать структуру веток, тонкие опущенные листики. Поскольку это место на рисунке будет самым ярким и контрастным, то постарайтесь выполнить его четче и тонкой кисточкой. Чуть посветлее тени делаем на всем дереве, самые густые будут внизу, у земли. Делаем отражение в воде. Рисуем немного расплывчатую форму ивы, усиливаем оттенки голубого и синего, а также добавляем короткие мазки темно-зеленой акварелью и охру.
- Почти сухой тонкой кистью нужно показать направление узких листьев дерева, как они опущены вниз. Контрастнее делаем тени в глубине листвы, но не забывайте, что самая плотная тень будет внизу, а к верхушке тени будут короче и не такими густыми.
- Дождитесь полного высыхания предыдущих слоев. Мягкой влажной и широкой кистью делаем общую тень на дереве справа, она будет холодного голубого оттенка. Усиливаем контраст на переднем плане, отражение в воде будет очень темным. На поверхности реки обычно плавают водные растения – кувшинки или ряска, поэтому светло-зеленые «островки» не закрашиваем, а просто обводим. Ближе к нам вода становится светлее, добавляйте больше воды в акварель. Прорисуйте второй план с кустарником, сделайте его объемнее за счет теней внизу. Тонкой почти сухой кистью нарисуйте камыш на берегу, используйте темную охру с добавлением синего или голубого, чтобы весь рисунок был в одной цветовой гамме. Небо вверху можно усилить, прибавив синего или фиолетового. Участок над дальними деревьями - тонкую полоску почти не трогаем и не закрашиваем. Если поедете летом на берег реки, возьмите с собой альбом, чтобы нарисовать иву или пейзаж с этими необычными деревьями, которые наверняка там окажутся.