Малыша уже пора учить читать. Как превратить процесс обучения в увлекательное занятие, вызвать искренний интерес к чтению, создать максимально благоприятные условия для малыша? Многих родителей волнует не только это, но и проблема возрастных ограничений. Кто-то считает, что обучать чтению нужно не раньше пяти лет, а некоторые уверены, что и в три года их чадо вполне готово к освоению алфавита. Как правильно научить ребёнка читать? Важно организовать занятия с малышом таким образом, чтобы он с самого раннего возраста полюбил сам процесс чтения, а буквы и книги вошли в его жизнь как верные и интересные друзья, источники неисчерпаемых чудес и возможностей. Подойдите к делу творчески, запомните рекомендации. Учитывайте все нюансы методик, практические особенности обучения чтению, тонкости создания правильного психологического настроя. Тогда ваш малыш полюбит чтение, научится складывать буквы в слоги и слова без труда, а потом будет с удовольствием осваивать детские книжки.
Сначала приготовьте все необходимые для дальнейшего обучения материалы. Вам понадобятся:
- игрушечные буквы разных цветов и размеров;
- доска, на которой можно закреплять буквы, составлять слова, оптимальный вариант – магнитная доска;
- листы плотной бумаги;
- краска;
- яркие фломастеры;
- цветная бумага;
- клей;
- цветной картон;
- белый картон;
- ножницы с закруглёнными концами;
- разноцветные картинки с крупными и чёткими тематическими рисунками;
- азбука большого формата с крупными буквами и понятными картинками;
- игрушки;
- фрукты (яблоки, груши, сливы и т.д.).
Делаем алфавит
Возьмите бумагу, фломастеры, цветную бумагу и картон, краски. На листочке бумаги запишите, какими именно картинками вы будете иллюстрировать каждую букву. Замечательно, если в процесс создания алфавита вы вовлечёте самого малыша. Когда ребёнку уже исполнилось примерно 4-5 лет, вполне можно заниматься творчеством вместе с ним. Он обязательно запомнит увлекательную игру, в которой вы вместе делали алфавит. Только тщательно следите, чтобы малыш не поранился, используйте специальные ножницы и безопасный клей.
- Выбираем изображения. Подберите к каждой букве алфавита изображение. Каждая картинка должна быть простой и понятной для малыша. Пусть вас не смущают «сложные» буквы, например «й» – нарисуйте пузырёк с йодом, или наклейте его из цветной бумаги. Выбирайте простые предметы, избегайте повторений. Если у вас буква «е» изображена вместе с елью, для буквы «ё» лучше выбрать ёжика. Не путайте малыша.
- Делаем фон. Хорошо, когда фон светлый. Он не должен отвлекать малыша от самих букв и картинок. Избегайте лишних изображений, вензелей и орнаментов. Ребёнка это будет сбивать, он может принять какое-то украшение за часть буквы, неправильно запомнить её написание.
- Вырезаем и рисуем буквы. Каждая буква должна быть крупной, однотонной, максимально приближенной к печатному шрифту. Делайте линии чёткими, обводите буквы контуром.
- Рисуем и клеим. Тщательно и крупно выполните все рисунки. Аппликации нужно делать из яркой бумаги.
- Отделяем гласные от согласных. Лучше всего выделить особо все гласные. Пусть они будут одного яркого цвета, например, красного или жёлтого. Главное, чтобы оттенок не был слишком бледным.
Объясняем значение картинок и учим буквы вместе
Когда вы готовили алфавит без малыша, или купили уже сделанный набор, вы тоже можете в процессе игры открыть ребёнку секреты всех букв.
- Рассказываем о буквах. Объясните, что у каждой буквы свой характер, свои привычки. Регулярно повторяйте, какая буква как произносится. Показывайте картинки. Иллюстрируйте буквы фруктами, игрушками. Например, говоря о букве «г», показывайте грушу и спрашивайте, как называется фрукт. Малыш должен запомнить название груши и усвоить, что именно первая буква в нём изображена на картинке.
- Произносим чётко. Каждую букву произносите громко и чётко. Необходимо тщательно следить не только за дикцией, но и за артикуляцией. Показывайте ребёнку, как рождаются буквы, звуки в процессе произношения. Например, сильнее вытягивайте губы, произнося «у» и округляйте их больше обычного, произнося «о».
- Никаких правил произношения по алфавиту! Ни в коем случае не учите буквы по правилам: «ка», «эн», «эль» и т.п. Потом вам тут же придётся переучивать ребёнка, потому что он начнёт так же их произносить, складывая в слоги. Только произнося буквы просто, как они читаются в словах, вы сумеете правильно научить ребёнка читать. А все эти правила и названия букв ваш малыш выучит потом, когда уже будет уметь читать и немного повзрослеет.
- Играем. Потом, когда ваш малыш уже запомнит большинство букв, можно начать играть с ним в развивающие игры. Играйте в «лотерею» – вытаскивайте из мешочка или коробки листочки с буквами. Тяните по очереди, пусть сначала ребёнок называет букву, которая ему выпала, а потом вы назовёте свою. Сразу просите его придумать слово, начинающееся с этой буквы. Не бойтесь усложнять задания – так научить ребёнка читать будет значительно легче.
- Готовимся к следующему этапу. Дожидаться идеальных результатов в «узнавании» букв не стоит. Когда вы учите буквы уже 1-2 месяца, видите какое-то движение вперёд, пора переходить к чтению. В процессе дальнейшего обучения малыш восполнит имеющиеся пробелы. Долго стоять на месте нельзя – ваш ребёнок заскучает.
Собираем буквы в слоги
Здесь вам понадобится магнитная доска. Можете придумать дополнительно развивающую игру, кроме привычных кубиков.
- Лифт. Согласные буквы складываются вертикальным столбиком, а вдоль него движется «кабинка лифта» с гласной буквой. «Лифт» останавливается возле определённой буквы – нужно сложить слог из этой согласной и «путешествующей» гласной. Например, столбик из согласных букв «б», «в», «г», «д», «ж», «з» и двигающаяся буква «а».
- Паровозик. Можно вырезать из цветной бумаги паровозик, сделать в нём прозрачное окошко и две петельки, чтобы заправлять туда ленту с нарисованными буквами. Рядом делаете ещё окошко по одной линии. В него вставляете одну букву, а вторую букву слога меняете, продёргивая через соседнее прозрачное окошко ленту. Так вашему ребёнку будет гораздо интереснее учиться читать.
- Осваиваем слоги постепенно. Начинайте с простых слогов из двух букв. Лучше приступать к обучению со слогов, начинающихся на согласный звук. Так малышу будет легче понимать и произносить слоги. Только проведя примерно 10-15 занятий с короткими слогами, можно приступать понемногу к чтению слогов из трёх букв.
- Начинаем переходить к словам незаметно. Отличный приём – неожиданный и лёгкий переход от слогов к словам. Покажите малышу, как может слог превратиться в полнозначное слово. Прочтите с ним слог «но», а потом поменяйте буквы местами. Объясните слово «он». Потом составьте слоги-слова «ты», «мы», «вы».
- Откройте секрет. Расскажите ребёнку, что теперь он уже почти взрослый, умный, совсем скоро сумеет читать сам. Осталось только научиться складывать слоги в слова. И любая книга ему расскажет всё-всё, что она знает сама! Постарайтесь вызвать у малыша искренний интерес. И переходите к чтению слов.
Теперь пришло время самого интересного: вам пора правильно научить ребёнка читать слова. После освоения букв этот этап самый сложный. Его нужно организовать так, чтобы малыш достаточно быстро привык читать бегло, а не отрывисто, «отрубая» каждый слог, букву. Для этого необходимо в первую очередь развивать фантазию.
- Чтобы было понятно. Избегайте непонятных, пусть и коротких, простых слов. Ваша задача добиться следующего эффекта: ребёнок должен прочесть слово по слогам, чётко, но потом быстро вспомнить, как это слово произносится. И прочесть его бегло. В идеале малыш уже довольно скоро начинает читать бегло: он видит слоги, буквы и «узнаёт» слова. Поэтому начинать нужно с простых слов: мама, папа, каша, стол, пол, свет и т.п.
- Иллюстрируйте и вызывайте ассоциации. Привыкайте первые слова, которые читает ваш малыш, сразу подкреплять иллюстрациями: картинками, предметами, игрушками. Не пугайтесь, если ваше чадо произнесёт заветное слово раньше, чем успеет прочесть буквы – просто увидит предмет на картинке и назовёт его. Главное не забудьте попросить малыша ещё раз прочесть слоги, произнести буквы, показать, где какой слог находится. Так ему будет проще научиться читать.
- Вызываем интерес. Придумывайте различные игры, чтобы стимулировать малыша читать. Пусть он находит нужное слово, составляет слова из слогов, подбирает к ним сам картинки.
Удачной вам игры, обучайте чтению легко!