Окислительно-восстановительными называют реакции, в результате которых взаимодействующие химические элементы изменяют свои степени окисления путем передачи своих, или наоборот присоединения чужих электронов. Рассмотрению теоретических основ и решению практических задач в области окислительно-восстановительных реакций отведено значительное место в курсе общей химии средней школы. Для учеников очень важно овладеть навыками решения окислительно-восстановительных реакций.
Решение уравнений окислительно-восстановительных реакций зависит от исходных данных и поставленной задачи. Чаще всего задачи сводятся к определению формулы продуктов реакции на основе степеней окисления участвующих в ней элементов и уравниванию обоих частей уравнения на основе коэффициентов, подобранных на основе метода электронного баланса.
- Решение данного типа уравнений невозможно без четкого понимания основных терминов и определений. Мы рассказывали о них в статьях как определить окислитель и восстановитель и как найти степень окисления элемента.
- Если по условиям задача химическая формула продукта реакции вам неизвестна, то определите ее сами, учитывая степени окисления вступающих во взаимодействие элементов. Рассмотрим это на примере окисления железа.
Fe + O2 → FeO
- Железо, вступая во взаимодействие с молекулами кислорода, образует химическое соединение под названием оксид. Проставим степени окисления для участвующих в реакции химических элементов и этим же элементам, но уже входящим в состав продукта реакции.
Fe0 + O20 → Fe+3O-2
- Из схемы реакции видно, что данная реакция является окислительно-восстановительной, так как степень окисления изменилась у обоих участвующих в ней веществ: и у железа, и у кислорода.
- Железо приобретает заряд +3, следовательно оно отдает три электрона и является восстановителем для кислорода, который приобретает заряд -2, а следовательно принимает два электрона.
Fe0 - 3e → Fe+3
O20 + 4e → O-2
- Чтобы химическая формула оксида железа приобрела правильный вид необходимо правильно расставить индексы для данного продукта реакции. Выполняется это через нахождение наименьшего общего кратного. Находим, что между 3 и 2 наименьшее общее кратное равно 6. Индексы определяем следующим образом: делим наименьшее общее кратное на степень окисления каждого элемента и записываем в формулу. В результате получаем правильную формулу оксида железа.
Fe + O2 → Fe2O3
- Теперь схему необходимо проверить по методу электронного баланса и при необходимости уравнять ее левую и правую части. Как видно из п.5 железо отдает три электрона, а молекула кислорода принимает четыре электрона. Очевидно, что схема реакции нуждается в уравнивании с помощью коэффициентов.
- Подбор коэффициентов также выполняют через определение наименьшего общего кратного для полученных и переданных электронов.
В нашем примере общее кратное (НОК) между участвующими в реакции электронами будет равно 12. Получим коэффициенты, разделив НОК на количество электронов и перенесем их в уравнение.Fe0 - 3e → Fe+3 | НОК=12 | 4
O20 + 4e → O-2 | НОК=12 | 3
4∙Fe + 3∙O2 = Fe2O3
- Для полного соблюдения электронного баланса остается установить коэффициент 2 в правой части.
4∙Fe + 3∙O2 = 2∙Fe2O3
- Проверим выполнение условия электронного баланса.
Количество отданных железом электронов уравнялось с количеством принятых кислородом и составило 12. Следовательно, электронный баланс достигнут подбором коэффициентов.4∙Fe0 - 4∙3e → 2∙Fe2+3
3∙O20 + 3∙4e → 2∙O3-2
- Запишите схему уравнения и проставьте степени окисления элементов.
- Определите точную химическую формулу продукта реакции на основе степеней окисления, входящих в ее состав элементов.
- Подберите индексы к элементам формулы готового вещества.
- Определите какие элементы изменили степени окисления, кто из них выступил окислителем, а кто восстановителем.
- Выпишите элементы, изменившие свои степени окисления и определите сколько электронов отдал или получил каждый из них.
- Определите коэффициенты, которую нужно установить, чтобы выполнялось условие электронного баланса.
- Запишите уравнение реакции в конечном виде с расставленными коэффициентами.