Относительно недавняя реформа системы образования привнесла в жизнь сегодняшних школьников и их родителей немало новшеств. Одно из самых заметных и трудоемких – Итоговая государственная аттестация и подобные виды проверки знаний, которые проводятся в выпускных классах и при поступлении в учебные заведения. Они волнуют даже отличников, потому что имеют свои особенности и нюансы, соблюдение которых – важнейшее условие успешной сдачи экзамена. В частности, это касается одного из ключевых этапов аттестации: экзамена по русскому языку. Один из двух обязательных экзаменов, он включает в себя сжатое изложение.
Особенности сжатого изложения
Изложения бывают разными: описательными, подробными, с элементами рассуждения. Каждый вид преследует свои цели и выставляет соответствующие требования по выполнению. Что касается сжатого изложения, то оно призвано научить и проверить способность учащегося отделять значимое содержание текста от второстепенного, составлять тезисный конспект, своими словами пересказывать фабулу. В отличие от подробного изложения, изложение сжатое не требует изобилия выразительных средств языка и передачи особенностей авторского стиля, но непременно учитывает последовательность изложенных событий и правильную расстановку акцентов на ключевых моментах повествования.
Экзаменатор даст возможность прослушать текст дважды, но он не будет читать его собственным голосом, а включит аудиозапись, которая присылается из Министерства образования вместе с другими заданиями аттестации. Переспросить или уточнить что бы то ни было из содержания вы не сможете, поэтому постарайтесь как можно точнее запомнить все, что услышите. Зато можно и нужно делать заметки, и от их качества во многом будет зависеть, насколько точным получится изложение, и насколько вы сами упростите себе задачу.
На выполнение работы вам будет дано от одного до полутора часов, то есть при правильном подходе и предварительной организационной подготовке вам должно хватить времени и на черновик, и на чистовое переписывание своего изложения. Тем не менее, лучше лишний раз убедитесь, что ручка хорошо пишет и возьмите запасную, при фиксировании тезисов сокращайте слова для экономии времени и создания максимального количества заметок. Не пытайтесь рассчитывать на собственную память, подстрахуйтесь записями. Если переданной вами в изложении информации не хватит хотя бы на 70 слов, задание не будет засчитано. Оптимальный объем сжатого изложения – около 90-100 слов. И очень важно, чтобы этот небольшой объем получился лаконичным, но при этом не бедным с лингвистической точки зрения.
Прослушивания текста изложения
Именно так, во множественном числе – потому что прослушать текст, предназначенный для изложения, вам дадут два раза, между которыми будет небольшая пауза для быстрого осмысления, конспектирования и настройки для повторного прослушивания. Для того, чтобы этот процесс был как можно более продуктивным, следуйте такой схеме восприятия содержания:
- Когда запись текста звучит впервые, не спешите отвлекаться на запись, сконцентрируйтесь на прослушивании и осознании услышанного. Сейчас вам нужно усвоить такие ключевые параметры как тема и идея текста, особенности его архитектуры и стиль речи. Мысленно отделите основные части, из которых состоит повествование: завязка, развитие событий, кульминация, развязка, вывод. Так, опираясь на привычную архитектонику, вам будет удобнее впоследствии восстановить в памяти последовательность сюжета. Скорее всего, в тексте будет больше одной сюжетной линии, и ваша задача – мысленно зафиксировать каждую из них или хотя бы две-три основные. От вашего внимания не должны ускользнуть так же индивидуальные особенности рассказа, которыми могут оказаться аргументы авторских выводов и сам ход его рассуждений.
- Хотя первое прослушивание текста и считается ознакомительным, сумейте, не отвлекаясь от восприятия, найти и записать хотя бы несколько опорных слов, с помощью которых будет легче дополнить смысл вспомогательными, более развернутыми фразами. Для них оставьте в черновике пробелы, которые затем заполните по памяти. Не экономьте бумагу, но экономьте время. Для этого сокращайте слова, так, чтобы можно было разобрать эти сокращения. Если можете пользоваться ассоциативным конспектированием или владеете другой альтернативной техникой оптимизации информации – прекрасно, но не все равно усложняйте сверх необходимости. В стрессовой ситуации, а экзамен безусловно можно так охарактеризоваться, расшифровка собственных условных обозначений может вызвать трудности и занять драгоценное время.
- Пауза после первого прослушивания текста – время не для отдыха, а для усердной работы. За эти несколько минут вам нужно перечитать те опорные слова, которые вы записали в черновике, восстановить по ним смысловые связи между событиями сюжета и составными частями текста и на основе этой информации составить план предстоящего изложения. Если вы слушали внимательно, то сейчас должны без труда уловить и основную тему текста, и подчиненные ей микротемы (дополнительные сюжетные линии). То важный момент, который нельзя опускать, ведь он обязательно учитывается при проверке вашей экзаменационной работы. Уже сейчас, с помощью плана и образного мышления, вы должны представлять себе общую канву своего будущего эссе.
- Второе прослушивание – определяющее, во время него вы должны восполнить пробелы, возникшие в понимании текста в прошлый раз, и ответить на важные для написания изложения вопросы. Это, в первую очередь, моменты, которые можно и которые ни в коем случае нельзя упускать при пересказе. Существенное легко определить по важности для сохранения сюжетной канвы. Второстепенное – это то, что при удалении из текста не влияет на его фабулу. Четко поймите, как разграничиваются и чем объединяются между собой микротемы. И наконец решите, каким методом сокращения текста вы будете пользоваться. В идеале для получения отличной оценки нужно применить все три способа: упрощение, исключение и обобщение. Но допустимо выбрать предпочтительную технологию, дополнив ее двумя другими. Главное, чтобы вы замечали и правильно сокращали однокоренные слова, обобщения и местоимения в тексте.
Непосредственный процесс изложения должен занять у вас плюс-минус полчаса. В течение этого времени воспользуйтесь своим конспектом и на его основе создайте собственное произведение, стараясь кратко, но емко передать основную авторскую мысль.
- Перескажите не только содержание, но и идею текста. Для этого удостоверьтесь, что ни одна из важных микротем не забыта, а события повествования развиваются в логичном порядке.
- Перечитайте собственное эссе, обращая внимание на возможные повторы и малозначимые моменты. Удалите их из текста и/или замените более подходящими по смыслу и форме словами и фразами.
- Критично отнеситесь к тексту изложения, честно признайтесь себе, читается ли он на одном дыхании, или заставляет запинаться и перечитывать отдельные предложения. Постарайтесь максимально объединить его части по смыслу.
- Если абзацы можно сократить в объеме без ущерба для общего содержания – обязательно сделайте это. Не забывайте о способах сокращения – это как раз тот момент, когда нужно использовать их как можно старательнее.
- Увлекаясь проверкой логики изложения, не забудьте о его грамотности. Орфография, стилистика, пунктуация – все это строго проверяется экзаменаторами и влияет на вашу оценку. Сложносочиненные предложения разбейте на простые, так вы убьете сразу двух зайцев: избежите возможных ошибок в построении текста и получите дополнительную возможность местами сократить его.
- После проверки и исправления изложения, можете переписать его в чистовик.
- Несмотря на ограничение по времени, пишите разборчиво, чтобы ваш небрежный почерк не помешал проверяющим по достоинству оценить работу.