
Навигационное программное обеспечение от ведущей российской поисковой системы Яндекс впервые стало доступно в 2012 году для планшетов и смартфонов и за короткий срок завоевало заслуженную популярность в крупных городах. Во многом этому способствовала встроенная в сервис возможность анализа дорожной ситуации и прокладки маршрутов с учетом пробок. Пытливые умы, которые не только используют полезные изобретения, но и пытаются понять как они работают, заинтересовались вопросом, как Яндекс определяет пробки.
На самом деле идея достаточно проста. Получать данные о текущей загруженности того или иного участка дорог помогают сами автомобилисты, которые используют приложение Яндекс.пробки на своих мобильных устройствах. Происходит это следующим образом. Данные с GPS-приемников о трекинге (движении) автомобиля на устройствах, подключенных к сети интернет, через программу передаются в компьютерную систему Яндекса. В самой системе происходит анализ координат, скорости и направления движения. Данные проверяются на соответствие обычным условиям движения на данном участке и на основании этого строится Яндекс.карта загруженности отдельных участков дорог. Схематичную отрисовку обобщенных данных по отдельному городу мы и видим на карте в виде красных, желтых и зеленых участков дорог.

Кроме мобильных устройств в крупных городах может вестись непосредственное наблюдение за ключевыми автомагистралями с помощью установленных видеокамер. Исходя из плотности движения на контролируемом участке операторы выставляют оценки в соответствии с наблюдаемой обстановкой. Зеленый цвет означает, что движение не затруднено, желтый говорит о временных затруднениях, а красный о том, что на дороге наблюдается серьезная пробка.
Получение данных о ДТП

Присвоение баллов ситуации на дорогах
Чтобы отнести ситуацию на дорогах в крупных городах к одному из значений по десятибалльной шкале составлены типовые маршруты, характерные для данного населенного пункта. Программа высчитывает насколько отличается прогнозируемое время движения по данным маршрутам с учетом текущей обстановки на них с эталонным временем, за которое его можно проехать в нормальных условиях без нарушения правил дорожного движения. На основе данного расчета выводится средний балл в диапазоне от 0 баллов, когда движение абсолютно свободно, до 10 баллов, когда движение по всем популярным направления «стоит».
Таким образом, Яндекс определяет пробки на дорогах на основе достаточно простой идеи, техническая реализация которой очень сложна. На поддержание сервиса в рабочем состоянии расходуются миллионы долларов в год, но все эти затраты прямо или косвенно компания успешно покрывает за счет контекстной рекламы.