Ангелы – существа уникальные. Их рисовали старинные художники, про них сочиняли музыку. Мало кто их видел, но почти все убеждены в том, что они существуют. И почти все сходятся в одном мнении, что они выглядят как люди, только бесплотные, напоминающие сияние света и с огромными крыльями. Их цель – защищать, оберегать каждого человека от бед и опасностей, утешать его в печали. Попробуем изобразить ангела таким, как его представляют многие, попытаемся нарисовать ангела карандашом.
- Намечаем приблизительно фигуру ангела, его позу. Поскольку будем рисовать его похожим на человека, то постараемся соблюдать все пропорции как при построении человеческого тела. Если вы еще этого не умеете, то запомните для начала одно простое правило – рост взрослого человека вычисляется таким образом: длина лица человека от подбородка до макушки должна «уложиться» в длину фигуры приблизительно восемь раз. Схематично рисуем позвоночник, плечи, бедра, точками обозначаем места сгибов. Обратите внимание, как наклонена вся фигура. Ангел делает шаг вперед и одна нога будет нам казаться визуально короче, поэтому левое бедро будет чуть приподнято. N.B. Если вы всерьез решите заняться рисованием, то стоит приобрести маленькую деревянную модель человеческой фигуры, чтобы порисовать ее движения – при ходьбе, беге, когда человек сидит или стоит на одной ноге. Вы сразу увидите, как двигаются все части тела – руки, ноги, плечи, бедра, ступни, как будет наклонена голова. Даже если рисуете человека в скрывающей тело просторной одежде, обязательно сначала нарисуйте его «скелет». Иначе рисуя сразу только одежду, можно промахнуться с пропорциями и допустить массу ошибок.
- Вот теперь намечаем одеяние ангела. Оно будет просторным, легким, из струящейся ткани. Обратите внимание, какие широкие и плавные складки его платья, это значит, что ткань плотная и гибкая как шелк. Если бы складки были мелкие, то это говорило бы о том, что ткань совсем тонкая и легкая. Внимательней посмотрите, как ткань огибает кисть руки, под каким углом она ложится и изгибается от движения.
- Рисуем волосы, шею, кисти рук и намечаем крылья. Шея не начинается от подбородка, она продолжается выше, к затылку. Подойдите к зеркалу, поверните голову и понаблюдайте какие ямочки и выпуклости появляются. Кисти рук можно изобразить более обще, не детализировать, если сложно нарисовать. Волосы у ангела мягкие, волнистые, длинные. Они вьются и развеваются ветром. Волнистые волосы мы подчеркнем направлением штриховки и тенями.
- Рисуем большие ангельские крылья, детальней прорисовываем перья и не забываем, что каждое перо немного «перекрывает» соседнее, чуть-чуть на него накладывается. Посмотрите на крыло любой птицы, и вы заметите, что в самом верху, где косточка, находятся перышки самые мелкие, как будто чешуйки. В середине крыла они становятся больше и на краях самые длинные, широкие и жесткие перья, позволяющие птицам легко парить в воздухе.
- Прорисовываем лицо. Глаза у ангела будут опущены, голова немного наклонена в сторону. Делаю поправку на то, что анатомию вы не изучали, поэтому просто запомните несколько основных правил построения лица:
- вертикальная линия вдоль лица рисуется для того, чтобы показать наклон головы и где будет расположен нос;
- линия, которая делит лицо пополам горизонтально, будет определять, где находится кончик носа человека. Поскольку лицо ангела наклонено вперед, то по законам перспективы верхняя часть лица будет больше, чем нижняя. Поэтому горизонтальную линию рисуем чуть ниже;
- область от кончика носа до подбородка тоже делим пополам горизонтально, и эта линия будет обозначать, где заканчивается нижняя губа;
- расстояние от края волос на лбу до кончика носа делим пополам и на этой горизонтальной линии будут располагаться глаза ангела;
- чтобы обозначить уши, мысленно проведем горизонтальную линию от кончика носа до затылка. На этой линии будет располагаться мочка уха. Чтобы определить верхнюю точку уха, нужно такую же горизонтальную линию мысленно провести от верхнего края глаза по направлению к затылку;
- голову не рисуют круглой, лицо будет скорее напоминать овал, «яйцо» с острым концом вниз.
- вертикальная линия вдоль лица рисуется для того, чтобы показать наклон головы и где будет расположен нос;
- Обозначим самые темные места, тени. Поскольку в черно-белой графике «цвет» можно показать только тоном (светлее-темнее), то чтобы выделить одеяние ангела, крылья его немного затемним. Таким образом, фигура ангела выйдет на передний план и станет объемней и ярче. Обозначьте места теней на ткани и обратите внимание, как ложится штриховка – по направлению ткани. Добавляем объем волосам ангела, прорисовываем его нежные локоны. На свету они будут немного бликовать, поэтому можем оставить не зарисованные области, просто чистый лист бумаги. Обозначаем падающие тени от ткани на ступнях.
- Приступаем к деталям. Аккуратно ластиком стираем все вспомогательные линии на лице и фигуре ангела. Старайтесь не размазывать рисунок. Черный графитный карандаш очень легко пачкает бумагу и потом трудно убрать некрасивые пятна. Затачиваем самый мягкий карандаш поострее и прорисовываем мелкие детали – глаза, нос, рот, тонкие волосы. Четче прорисовываем перья на крыльях. Не нужно стараться рисовать каждое перышко отдельно. Нужно чтобы крыло было узнаваемо и для этого достаточно перья изобразить вот такими ажурными петельками.
Рисуется такая «петелька» одним движением карандаша, потренируйтесь на отдельном листке бумаги. Сначала ведем тонкую линию – усиливаем нажим – самый сильный нажим и снова по убывающей. Все это рисуем не отрывая карандаша от листа бумаги. Главное показать фактуру крыла, как лежат перышки. В нашем рисунке крылья ангела не самые главные, поэтому не имеет смысла каждое маленькое перышко тщательно вырисовывать. Чтобы показать объемность, под каждым рядом перьев усиливаем тень, крылья станут еще более объемные. Внизу края крыльев будут четко очерченными. Если бы фигура ангела находилась на темном фоне, то края крыльев лучше оставить идеально белыми для большего контраста.
Посмотрите, как рисуются перышки без детальной прорисовки – только тоном, плавным переходом. Где-то нажим карандаша сильный, темный, где-то светлее или вообще отсутствует. Таким образом создаем эффект объемности, плотности материала – в нашем случае перьев. - Не забываем про сияющий нимб над головой ангела. Его мы рисуем последним и, практически, намеком. Ведь это свет, он очень легкий, невесомый, покажем его только лучиками, этого будет достаточно. В нашем простом рисунке это будет графично и самым светлым, почти белым пятном над головой фигуры. Для того, чтобы выделить нимб есть небольшой секрет: возьмите небольшой кусочек бумаги и хорошенько зарисуйте небольшую часть (как будто затачиваете карандаш о бумагу). Затем осторожно этим зарисованным кусочком пройдитесь по рисунку около фигуры ангела. Немного затонируйте фон вокруг. Пройдитесь в нимбе ластиком, чтобы он стал как можно белее. Прищуриваемся, смотрим, как фигура ангела замечательно выделяется на фоне фактурных, мощных крыльев, какая она легкая, изящная, почти воздушная. Поскольку это девушка, то можем нарисовать ей скромное украшение на шею, буквально наметим слегка, точками.
Ангел-Хранитель мягко и неслышно ступает по земле босыми ногами, он направляет, подсказывает и оберегает. Попробуйте нарисовать ангела карандашом, именно своего ангела, каким его себе представляете. Вы можете взять наш рисунок за основу и придумать своего персонажа. Потом вы можете рисунок поместить в паспарту и повесить на стену в доме или подарить друзьям, близкому человеку. Удачи в творчестве и вдохновения!