Профессиональные фотографы не останавливаются ни перед чем в поисках удачного кадра. И речь даже не о репортерах, присылающих фотоотчеты из-под града пуль в горячих точках. Модные фотографы, создающие иллюстрации для глянцевых журналов и каталогов, тоже способны противостоять внешним преградам, работая над особо эксцентричной фотосессией. Что уж и говорить о концептуальных фотохудожниках, увлеченных многократной экспозицией и реинкарнацией архаических методов съемки. Для них плохая погода – это дополнительная удачная возможность сгустить краски в и без того нетривиальном кадре.
Преимущества пасмурной погоды для фотографа
Естественное освещение – это очень непостоянные и капризные условия для съемки. Однако именно их пытаются воссоздать в студийном павильоне. А это значит, что натуральный свет имеет свои достоинства, главные из которых:
- Мягкость. Рассеянный солнечный свет, проходящий через облака, не создает резких теней и пересветов. В пасмурную погоду вам не нужен софтбокс. Погода сама позаботилась о том, чтобы создать оптимальные условия для съемки портретов, даже очень крупных планов.
- Свобода выбора ракурса. Солнце не слепит в глаза, не создает бликов и не мешает ни модели, ни фотографу. Даже если вы собираетесь запечатлеть неодушевленные предметы, отсутствие жесткого света вам только на руку, так как освобождает от необходимости следить за расположением солнца на небосклоне.
- Красивое небо. Ничто не делает картинку такой выразительной и драматичной, как фон с четко прорисованными облаками. Любой фотограф, снимающий в «полевых условиях», как ребенок радуется грозовому небу и расстраивается при виде монотонно-безоблачного.
- Возможность применения фильтров. Интересует не каждого любителя фотографии, но, тем не менее, способна заметно повлиять на результат съемки. Например, так называемый «нейтральный» световой фильтр смягчает картинку, благодаря чему облака на ней выглядят слегка размытыми, как нарисованными акварелью. Поляризационный фильтр добавляет контраста в изображении, особенно теплым оттенкам. Его художественный эффект заключается в четкой прорисовке облаков на мутно-молочном небе.
Нет добра без худа, или наоборот. В любом случае, затевая съемку в хмурый день, будьте готовы к тому, что:
- Выдержка должна быть более длительной. Для неопытных фотографов может оказаться достаточно сложной задачей найти баланс между достаточным количеством света и получением достаточной резкости при параметрах выдержки около 1/40. Особенно, если объектив вашей камеры не может похвастаться большой светосилой.
- Светосила объектива. Желательно в пасмурную погоду использовать объективы с параметрами диафрагмы от f1.8 до f-3.8. Если такой линзы у вас пока нет, съемку придется отложить до солнечных времен или потратить дополнительные деньги на его покупку.
- Светочувствительность (ISO). Придется установить порядка 400-500 единиц, что неизбежно приведет к увеличению шумов на снимке.
- Штатив. Дополнительный аксессуар, который позволит снимать с длинной выдержкой, то есть поймать большее количество света. Съемка с рук или подручных подставок вместо штатива грозит так называемой «шевеленкой», то есть неизбежной потерей резкости.
Допустим, перечисленные минусы вас не пугают, а плюсы вызывают воодушевление. В таком случае, учитывайте во время съемки следующие рекомендации:
- Защищайте технику от влаги. Туман, сырость, накрапывающий дождик – все это пагубно влияет на электронику фотокамеры. Транспортировать ее лучше всего в специальной защитной сумке или кофре. По прибытию на место съемке «переоденьте» камеру в специальный влагозащитный чехол. Его можно купить или соорудить самостоятельно из прозрачного полиэтилена. По возможности, не выходите под открытое небо во время дождя и тумана, а найдите более сухое место дислокации. Интересные ракурсы можно найти, сидя за столиком крытого кафе, выглядывая из окна дома или машины, спрятавшись в арку.
Используйте бленду. Эта деталь предотвращает появление не только солнечных бликов, но и капель воды на линзе объектива. Без нее чистка стекла занимает намного больше времени и сил. - Возьмите запасные аккумуляторы. Пасмурная погода обычно сопровождается похолоданием, а в прохладной атмосфере батарейки разряжаются быстрее. Отсюда сопутствующая рекомендация: запас держите в теплом месте, в закрытом кофре или кармане на своей одежде.
- Снимайте после дождя. Эстетично передать на снимке сами струи воды достаточно сложно, зато сразу после окончания ливня окружающее пространство приобретает особый влажный блеск и способствует живописным кадрам. При этом отдельные капли лучше всего передает макросъемка, а увеличение выдержки, наоборот, объединяет их в целостные струи воды.
- Экспериментируйте с ручными настройками. Пасмурный день – это не то время, когда нужно снимать в автоматическом режиме. Используйте возможности камеры, чтобы передать особое настроение хмурой погоды. Попробуйте сменить несколько точек фокусировки и варианты выдержки, чтобы показать движение воды (чем короче выдержка, тем более статичным кажется объект).
- Замечайте художественные детали. Такие мелочи, как мокрые поверхности и/или яркие детали городского пейзажа, попадая в кадр способны преобразить даже самую стандартную композицию. Играйте на контрастах: если вокруг превалируют оттенки серого, то почему бы не поставить яркий акцент в виде разноцветного зонтика, горящего фонаря или пестрой скамейки.
- Поддержите настроение. Вместо охоты за цветными деталями, сделайте серию черно-белых снимков. Монохромное изображение при правильной подаче лучше любого другого передаст атмосферу серого дня.