В повседневной жизни люди, сталкиваясь с любым необычно завязанным надежным узлом, деловито и со знанием дела отмечают, что он завязан морским узлом. На самом деле морских узлов насчитывается несколько сотен, а в специализированных энциклопедиях можно встретить описания с иллюстрациями тысяч узлов. Такому разнообразию можно сильно не удивляться, если учесть что даже самый простой из морских узелов - прямой, может быть завязан тремя различными способами и развязан двумя.
Восьмерка. Принадлежит к типу классических узлов. Применяется как отличный стопор, способствующий надежному закреплению конца веревки. К примеру, в обыденной жизни применяется механизаторами для закрепления в деревянной ручке конца веревки веревочного стартера. Даже под значительной нагрузкой узел данного типа не портит веревку, не затягивается на ней «намертво», легко поддается развязыванию.
Плоский узел. Основное его предназначение — связывание веревок различной толщины. Имея четыре пары пересечений веревок этот узел обеспечит им надежное соединение, не будет «намертво» затягиваться, не станет скользить по веревке и портить ее, обеспечит равномерное распределение нагрузки, благодаря отсутствию сильных перегибов. Но, все эти замечательные свойства будут проявляться только если узел завязан правильно. Небольшое отклонения от схемы завязки приведет к тому, что данный узел станет ненадежным и полностью утратит свои многочисленные достоинства. Поэтому, опытные моряки вяжут данный узел строго по запомненной когда-то схеме, не допуская даже малейших отклонений от нее.
Кинжальный узел. Очень часто применялся для соединения двух тросов большого диаметра, изготовленных их не синтетических материалов, и считался лучшим для этих целей. Чтобы его завязать требуется ходовой хвост веревки сложить в виде цифры «8» поверх коренного. Затем выступающий ходовой хвост провести через петли, пропустив под нижним пересечением восьмерки и выйти наверх концом веревки поверх второго пересечения первой веревки. Далее ходовой хвост второй веревки завести под коренной хвостовик первой веревки и также вывести его в петлю восьмерки. Узел считается правильно завязанным, если концы ходовых веревок сморят в разные стороны. Данный узел достаточно компактен и для того, чтобы его развязать требуется ослабить одну из наружных петель.
Фламандская петля. Это завязанная узлом восьмеркой петля из сложенной вдвое веревки. Петля может быть использована для подвешивания различных грузов на веревках различной толщины. Почти не ослабляет прочность троса на разрыв.
Фламандский узел. Еще один древний узел. По своей сути представляет собой уже знакомый нам узел-восьмерку, только завязанный двумя разными концами веревки. Для того, чтобы его завязать на одной стороне веревки делается обычный узел восьмерка. Затем во встречном к ходовому концу веревки направлении вводят второй конец вервки и повторяют им восьмерку первого хвоста. После этого узел затягивают. Данный узел не скользит даже на рыболовной леске и в то же время, будучи сильно затянутым не портит ее.
Удавка. Всего сто лет назад без данного узла в морском деле были немыслимы любые такелажные работы по подъему длинномерных грузов. Да и сейчас для подъема многотонного длинного груза Круглого сечения можно обойтись без специальных приспособления, закрепив на нем удавкой стальной трос, или трос из растительных материалов. Для этого удавку нужно слегка сместить от центра груза и после затягивания удавки перевести на такое же расстояние в другую сторону от центра, где завязать два полуштыка.
Затягивающаяся удавка. Данный тип узлов также носит имя «висельного». Несмотря на мрачное второе имя и область применения, этот узел выполнял немало полезной работы у моряков. С помощью него веревки временно закреплялись на находящихся в воде, или на берегу предметах. Он также использовался для утежеления одного из краев веревки. Если тяжести самого узла было недостаточно, то он дополнительно смачивался водой. Чтобы получился данный узел создаются две похожие по размеру петли. Затем веревки между петлями обкручиваются витками после чего крайний конец веревки продевают в петлю, направленную к коренной части веревки и плотно зажимают, потянув за нескользящую ветку петли. Разновидность этого узла используют туристы и альпинисты для сматывания веревок в компактные бухты.
Булинь (королевский узел). Наряду с прямым узлом его считают одним из самых древнейших. Его название произошло от английского одноименного слова, обозначающего вид морской снасти. Несмотря на неказистый внешний вид этот узел по праву может считаться «королем узлов» благодаря многочисленным положительным свойствам. Иногда в морской терминологии этот узел называется также беседочным, из-за его применения для подвязки беседки — специальной доски, по которой матросы опускаются за борт судна для проведения различных работ. Он никогда сильно не затягивается, не снижает прочности веревки, не скользит по веревке, не обладает склонностью к саморазвязыванию, но при этом очень легко при необходимости развязывается руками.
Португальский булинь. По своей сути представляет обычный булинь, только имеет одну дополнительную петлю. Это позволяет использовать его, к примеру, для подъема обездвиженного матроса. В петли этого узла пропускают ноги раненого, а на коренном конце веревки в подмышечной области завязывается узел типа полуштык. С такой обвязкой у пострадавшего нет никаких шансов выпасть из обвязки.
Рифовый узел. Можно просто сказать что это узел с бантиком, которые запросто завяже любой человек, хотя бы раз в жизни носивший обувь на шнурках. В морском деле с помощью данного узла крепились брезентовые чехлы спасательных шлюпок, лебедок и другого оборудования на открытой палубе.
Фаловый узел. Во времена парусных судов с помощью него крепились снасти, поднимающие реи парусов. Относится к категории надежных морских узлов, а значит может быть взят на «вооружение» и в сухопутной жизни.
Простой штык с двумя шлагами. Одна из разновидностей обычного штыка. Единственное отличие заключается в дополнительном витке, что увеличивает прочность узла в условиях повышенного трения и знакопеременных нагрузок.
Рыбацкий штык. Применялся когда требовалось что-то закрепить очень надежным и при этом легким в развязывании узлом. Узел также называется якорным, так как использовался для крепления якорей за рым, или скобу. Хорошо подходит для всех случаев, требующих надежного соединения при сильной тяговой нагрузке.
Таким образом, область применения рассмотренных нами узлов может быть легко перенесена в обычную человеческую бытовую жизнь, а ответ на вопрос как завязать морской узел перестает быть таким загадочным.