
В школе обязательно нужно уметь делать морфологический разбор слова, поскольку данный вид разбора является обязательным в учебной программе. В конце каждого раздела морфологии предлагается научиться выполнять морфологический разбор конкретной части речи. Таким образом материал лучше запоминается и усваивается, учащиеся овладевают практическими языковедческими навыками. Выполнение разбора помогает быстрее выучить все грамматические категории, легко отличать их на практике, анализируя конкретные слова из контекста.
При обучении на филологических факультетах также большое внимание уделяется морфологическому разбору. Он выступает в качестве закрепляющего и контролирующего метода. В университетах лингвисты изучают расширенные грамматические категории, более детально исследуют языковое своеобразие каждой части речи, поэтому морфологический разбор там гораздо сложнее и подробнее.
Требования к языковым разборам заметно отличаются, поэтому необходимо тщательно изучать методические указания конкретного учебного заведения. В современной лингвистике учёные имеют разные взгляды на отдельные грамматические категории: желательно не только знать схему морфологического анализа, предлагаемую в вузе, но и позицию учёных-языковедов, работающих в нём. Всё это расскажут на подготовительных занятиях, зачастую выпускаются подробные пособия для поступающих. В школе требования зависят от программного комплекса, по которому происходит обучение.
Основные требования к выполнению морфологического разбора
Несмотря на имеющиеся разночтения в области морфологического разбора разных частей речи, существуют общие требования. В первую очередь, необходимо придерживаться при разборе слова чёткого алгоритма. Необходимо знать общие категориальные значения всех частей речи. Важно учитывать контекстное значение слова, чтобы не путать его с другими похожими языковыми единицами. Иногда бывают случаи, когда ученики относятся невнимательно к смыслу текстового фрагмента и путают слова, являющиеся омографами. В результате они неверно определяют начальную форму и разбирают другую языковую единицу. Необходимо чётко различать изменяемые и неизменяемые категории каждой части речи, чтобы не смешивать их, и не забывать указывать нужные данные. Правильно сделать морфологический разбор слова помогут следующие рекомендации:
- важно точно определить слово, его смысловую нагрузку в тексте, выяснить, какой частью речи оно является;
- надо внимательно относиться к начальной форме – она должна быть указана верно;
- нужно анализировать слово в строгом соответствии с заданным алгоритмом;
- сначала пишут неизменяемые категории, а затем – изменяемые;
- в большинстве школьных программ и методических пособий рекомендуется не просто перечислять категории, а писать изменяемые категории после формального указания: «слово (...) употреблено в форме (...)»;
- при указании категорий соблюдается определённый порядок, например, у существительных сначала указывается число, а затем – падеж;
- не следует стараться обязательно найти у слова все категории, присущие данной части речи, поскольку каких-то категорий у анализируемой языковой единицы может не быть;
- требуется определить синтаксическую функцию слова в предложении, это пишется в последнем пункте разбора, но желательно обратить внимание на синтаксическую роль сразу – это иногда помогает точно выяснить, какой частью речи является слово.
Соблюдая общие требования, морфологический разбор выполнить гораздо легче. Отступления от правил зачастую ведут к ошибкам в анализе, так как даже нарушение порядка разбора вносит путаницу в процесс.
Алгоритм морфологического разбора слова
- Пишется словоформа анализируемого слова – его нужно указать именно так, как оно употреблено в контексте, без изменений.
- Определяется начальная форма слова. Для каждой части речи правила приведения слова в начальную форму и её признаки индивидуальны:
- существительное – именительный падеж, единственное число;
- прилагательное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
- порядковое числительное – именительный падеж, единственное число, мужской род;
- количественное, дробное или собирательное числительное – именительный падеж;
- местоимение – именительный падеж, единственное число, мужской род (если они есть);
- наречие – часть речи не изменяется;
- глагол – неопределённая форма (отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»);
- причастие – именительный падеж, мужской род, единственное число;
- деепричастие – часть речи не изменяется.
- существительное – именительный падеж, единственное число;
- Указывается общее грамматическое значение слова как части речи:
- существительное – предмет;
- прилагательное – признак предмета;
- порядковое числительное – признак предмета и количество;
- собирательное, дробное, количественное числительное – количество;
- местоимение – указание на предмет;
- наречие – признак действия, признак признака;
- глагол – действие;
- причастие – признак предмета по действию;
- деепричастие – добавочное действие.
- существительное – предмет;
- Определяют все неизменяемые грамматические категории. Они также зависят от части речи:
- существительное: собственное или нарицательное, одушевлённость / неодушевлённость, род, склонение;
- прилагательное: разряд (делят на качественные, относительные, притяжательные), степень сравнения (только для качественных, категория есть не всегда), краткая или полная форма (только для качественных);
- числительное: простое, сложное или составное; разряд (порядковое, собирательное, дробное, количественное);
- местоимение: группа по отношению к частям речи (например, местоимение-существительное), разряд по значению, лицо (только для личных);
- наречие: разряд по значению (например, наречие времени или наречие образа действия), степень сравнения (если она есть);
- глагол: возвратность, переходность, вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I и II);
- причастие: залог (страдательный или действительный), форма (полная или краткая), время, вид, возвратность;
- деепричастие: вид, возвратность.
- существительное: собственное или нарицательное, одушевлённость / неодушевлённость, род, склонение;
- На данном этапе нужно правильно указать, в какой форме употреблено слово в контексте. Нередко ученики путают начальную форму и словоформу, приступают к анализу изменяемых категорий и продолжают смотреть на начальную форму. Важно научить школьников: изменяемые категории определяют только по словоформе, обозначенной в первом пункте разбора. Изменяемые категории:
- существительное: число, падеж;
- прилагательное, числительное, местоимение, причастие: падеж, число, род (если есть);
- наречие, деепричастие: неизменяемые части речи;
- глагол: наклонение, время (для изъявительного наклонения), число, лицо, род (если есть).
- существительное: число, падеж;
- Заключительным пунктом морфологического разбора слова становится определение синтаксической роли слова в предложении. Нужно внимательно рассмотреть предложение, поскольку иногда слова выполняют несвойственные для себя функции. При этом можно определить, какие синтаксические роли наиболее характерны для конкретных частей речи:
- существительное чаще всего является подлежащим и дополнением;
- прилагательное обычно бывает определением или сказуемым;
- числительные могут быть любыми членами предложения, порядковые чаще всего – согласованные определения;
- местоимения могут быть любыми членами предложениями, это обычно зависит от того, с какой частью речи они соотносимы;
- наречия чаще бывают обстоятельствами, но способны выполнять любую синтаксическую роль;
- стандартная синтаксическая функция глагола – сказуемое;
- причастие чаще становится определением;
- деепричастие обычно играет роль обстоятельства.
- существительное чаще всего является подлежащим и дополнением;
Если точно следовать данному алгоритму, учитывать индивидуальные требования к морфологическому разбору в конкретном образовательном учреждении, анализировать слова гораздо удобнее. Нарушение порядка разбора может быть засчитано как ошибка.
Некоторые нюансы морфологического разбора
Выполняя морфологический разбор слова, важно помнить, что далеко не всегда слово обладает стандартным набором привычных категорий. Нередко старательные ученики теряют много времени, пытаясь отыскать конкретную категорию. На самом же деле её может не быть у данной языковой единицы. Также возникают затруднения с определением отдельных категорий. Можно отметить основные сложности и тонкости разбора, которые следует запомнить.
Собирательные существительные – неодушевлённые (студенчество, молодёжь). Если существительные употребляют только во множественном числе, они не имеют рода (сани, ножницы). Есть понятие общего рода (умница, протеже). Только форму единственного числа имеют собирательные, отвлечённые, некоторые вещественные существительные и имена собственные. Некоторые вещественные, отвлечённые, названия игр, имена собственные могут употребляться только в форме множественного числа.
Необходимо помнить, что прилагательные могут переходить из одного разряда в другой, меняя свои значения в зависимости от контекста. Например: золотое кольцо – сделанное из золота, относительное прилагательное; золотое сердце – переносное значение (доброе), качественное прилагательное. Таким образом, определяя категории, необходимо внимательно относиться к лексическому значению слова, его смысловому оттенку.
В языкознании принято считать, что краткую форму могут иметь только качественные прилагательные, но в комплексе Бабайцевой и Чесноковой к краткой форме относится также именительный падеж притяжательных прилагательных с суффиксом –ий-.
Местоимения никак, где, иначе, которые не изменяются, иногда относят к наречиям. Форма относительных и вопросительных местоимений совпадают, только вопросительные имеют вопросительную функцию. Нужно различать простые формы сравнительной степени прилагательных и наречий, учитывая контекст. Например: гепард быстрее кошки (более быстрый, прилагательное), гепард бегает быстрее кошки (более быстро, наречие). Слова категории состояния сейчас принято отделять от наречий, хотя где-то их по-прежнему объединяют. Но в вузах они всегда изучаются отдельно, указываются их отличия от наречий.
Переходность глаголов не изучается в комплексе Бабайцевой и Чесноковой, однако в профильных вузах знать данную категорию необходимо. Только в изъявительном наклонении есть категория времени глаголов. Причастие имеет две формы времени – прошедшую и настоящую. Только страдательные причастия могут быть краткими.
Учитывая и запоминая все тонкости отдельных морфологических категорий, можно быстро и точно сделать морфологический разбор слова.