» » » Как разобрать слово по составу?

Как разобрать слово по составу?

Как разобрать слово по составу?

Выполнять разбор слова по составу необходимо уметь всем учащимся школ, а также студентам-лингвистам. Нередко данный вид работы кажется на первый взгляд самым лёгким из всех типов разбора. Школьники уделяют ему не очень много внимания, поскольку при анализе слова и разделении его на части специальными значками, подстрочными и надстрочными, они не пишут развернутых предложений, не пользуются сложными для них терминами. Условные обозначения основы, приставок, корня и суффикса дети запоминают отлично, считая, что это и есть главная информация для работы.

 

Однако разобрать слово по составу правильно достаточно сложно, анализ некоторых языковых единиц вызывает затруднения даже у опытных лингвистов. Разумеется, в общеобразовательной программе ученики школ получают для разбора не столь трудные слова, а остальные языковые единицы встречаются в заданиях повышенной сложности. Но разбор по составу любого слова также требует большого внимания и знаний в разных областях языка. В первую очередь, важно хорошо ориентироваться в словообразовании, его методах, чувствовать лексические оттенки слов и не путать единицы с похожими значениями. Тогда морфемы (минимальные значимые части слова) можно определить точно и достаточно быстро.

Порядок разбора слова по составу: основные этапы

Рассмотрим основные этапы анализа слова, в процессе которого его разбирают по составу, используя специальные графические обозначения.
  1. Учёные предлагают разные методы разбора слова по составу, но практически все сходятся во мнении: сначала необходимо найти и выделить окончание слова. Чтобы верно выяснить, какое у конкретного слова окончание, слово необходимо изменить по падежам, числам, родам или лицам. Однокоренные формы помогут определить окончание.
  2. После обозначения окончания, путём обведения его в квадратную или прямоугольную рамочку, нужно выделить основу. Её подчёркивают прямой чертой, а по бокам доводят небольшие палочки вверх «закрывая» основу.
  3. Затем находят корень слова. Чтобы определить его, нужно подобрать однокоренные слова. Процесс несложный, если форма слова не очень длинная и хорошо знакомая. Но некоторые учёные и методисты обращают внимание на трудность нахождения корня, когда слово длинное или малоизвестное. Они предлагают на данном этапе выделять приставки и суффиксы, а корень обозначать в последнюю очередь, когда все другие части уже «отброшены». Тем не менее, в классических школьных программах третьим пунктом идёт именно выяснение и обозначение корня слова, как его главной и лексически наиболее значимой части. Корень выделяют, обводя его сверху кривой, напоминающей букву «с», лежащую на боку.
  4. Потом лучше выделить приставку, поскольку чаще всего найти её не составляет труда. Её отчёркивают сверху прямой линией, проводя вниз короткую черту, отделяющую приставку от корня.
  5. На последнем этапе разбора обозначают суффиксы. Их выделяют, рисуя сверху «крышечку». Обычно именно с этой частью слова возникают проблемы: суффиксов очень много, они разнообразны по значению. Оптимальный вариант – запомнить основные суффиксы для каждой части речи, научиться ориентироваться в их словообразовательных значениях.

Нюансы разбора слова по составу
Важно помнить, что существует большая группа языковых единиц, у которых окончание отсутствует, то есть они состоят только из основы. Это несклоняемые слова: существительные (например, кафе), деепричастия (все единицы), наречия, глаголы в неопределённой форме (например, бежать). В них окончания нет, и не может быть, оно никак не обозначается при разборе.

Часто встречаются словоформы, в которых окончания нет, но его место вакантно. Если слово изменить, окончание появится. В таких случаях речь идёт о так называемом «нулевом окончании»: его необходимо обозначить квадратиком, внутри у которого останется пустота.

Кроме окончания, в основу не следует включать формообразующие суффиксы глаголов. Это суффиксы прошедшего времени (-л-), суффиксы неопределённой формы (-ти, -ть).

Для правильного разбора слова по составу нужно знать основные суффиксы и приставки, их словообразовательные значения. Например, запоминают приставки:
  • при-, основные значения: неполное действие (прилечь), присоединение (прилепить);
  • пре-, основные значения: очень (премилый), пере- (преступить, преступник).

Существуют и наиболее характерные и распространённые суффиксы:
  • -ость-, -тель-, -к- очень часто встречаются у существительных (скорость, водитель, котёнок);
  • -ущ-, -ящ-, -ащ-, -ющ- образуют причастия (прилегающий, приходящий);
  • -л- – суффикс прошедшего времени глагола.

Также рекомендуется запомнить целый ряд суффиксов по их отношению к словообразованию конкретных частей речи. Тогда разбор слова будет более точным, займёт меньше времени. В школах иногда даже дают такое задание: перечислить наизусть основные суффиксы, так как именно эта часть слова вызывает много вопросов при анализе языковых единиц.

Укажем распространённые суффиксы разных частей речи:
  • для существительных: -тель-, -ист-, -ник-, -щик-, -чик-, -к-, -ость-, -еньк-, -онк-, -ек-, -от-, -ушк-, -ишк-, -иц-, -й-, -ищ-;
  • для прилагательных: -онн-, -енн-, -ян-, -ан-, -ин-, -н-, -альн-, -ав-, -лив-, -ичн-, -ическ-, -ск-, -к-, -ын-, -ин-, -ев-, -ов-;
  • для глаголов: -ыва-, -ова-, -ева-, -ирова-, -нича-, -изирова-, -ствова-;
  • для деепричастий: -а, -я, -в, -ши, -вши;
  • для действительных причастий: -ущ-, -ющ-, -ящ-, -ащ-, -ш-, -вш-;
  • для страдательных причастий: -ом-, -ем-, -им-, -ённ-, -енн-, -нн-, -т-.

Разобрать слово по составу поможет «Словообразовательный словарь русского языка», составленный А.Н.Тихоновым: в нём содержится множество единиц, даётся дополнительная информация. Уже в средних классах рекомендуется учить школьников пользоваться данным словарём.

Знание способов словообразования обеспечит чёткий и правильный разбор слова по составу. Ученики и студенты, ориентирующиеся в словообразовании, всегда сумеют определить части слова. Способы словообразования бывают морфологическими и неморфологическими.

Когда слово образовано неморфологическим способом, оно переходит из одной части речи в другую.

При морфологическом способе образования слово образуется благодаря морфемам. Выделяют три морфологических способа словообразования: суффиксальный, приставочный и приставочно-суффиксальный. Указывая при разборе слова по составу способ словообразования, ученики начинают лучше ориентироваться в процессах образования слов, основных морфемах.

Иногда необходимо частично транскрибировать слово, вспоминая фонетику. Это касается тех слов, при разборе которых появляется звук [й]. Когда буквы я, ю, е, ё оказываются в определённых позициях, они распадаются на два звука, один из них – й. Звук оказывается на стыке разных частей слова. Нужно рассматривать его внимательно, думая, к какой части отнести. Он может быть самостоятельным суффиксом, либо входить в корень или суффикс.

Сложные для разбора слова: эффективный метод для их анализа
Существует оптимальный способ разбора по составу таких слов, которые кажутся сложными для анализа, содержат слишком много морфем. Метод помогает выделить приставки, суффиксы, корень. Способ условно принято называть «методом матрёшки».

Нужно подобрать максимальное количество однокоренных слов и записать их под анализируемым словом. Сначала надо попытаться отбросить какие-то морфемы, а затем посмотреть: существует ли слово без такой части. Следовать желательно от длинных слов к более коротким.

Чтобы метод всегда приводил к верному результату, необходимо запомнить несколько моментов.

Важно учитывать, что некоторые слова связаны этимологическим родством, но не являются однокоренными. То есть у них общее происхождение, однако корень следует выделять в соответствии с их лексическим значением. Для этого понадобится обратиться к толковому словарю. Например, нельзя от слова след образовать единицу исследовать – это разнокоренные слова, хотя на первый взгляд ученику может показаться обратное. Дело в том, что значения данных слов сильно разошлись в современном русском языке. Исследовать – изучать научно или осматривать, а след – отпечаток, остаток или нижняя часть ступни. Таким образом, в слове исследовать нельзя выделять приставку.

Слова, спорные по составу с научной точки зрения, нужно либо запомнить, либо проверять их членение по словарю А.Н.Тихонова. В основном это касается единиц, восходящих к древним корням и претерпевших в дальнейшем серьёзные изменения, например: вынимать (корень –ним-), вынуть (корень –ну-); поднимать (корень поднима-), поднять (корень подня-).

Особенности разбора слова в вузах
В разных высших учебных заведениях требования к разбору слова по составу могут значительно отличаться. Абитуриентам необходимо выяснять конкретные схемы, по которым принято анализировать слова. На филологических факультетах используется более сложная терминология при разборе слов по составу, вводится ряд понятий. Например, выделяют аффиксоиды. Это морфемы, обладающие признаками корней и аффиксов (то есть суффиксов или приставок). Они бывают суффиксоидами (литературовед - -вед), префиксоидами (полуботинки – полу-). Конфикс – словообразовательная морфема, выступающая в своеобразном единстве двух отдельных частей слова, когда оно образуется только этими морфемами одновременно: подоконник (под- и –ник-)

Разбирая слово по составу, студенты-лингвисты должны указать способ словообразования, словообразовательное значение образующей морфемы, дать характеристику всех морфем. Отдельно рассматривают сложение, сращение, явления интерфиксации, наложения, усечения основы и чередования, определяя все наблюдающиеся процессы при разборе слова по составу.