
Школьникам обязательно нужно уметь выполнять морфологический разбор существительного. Именно этот вид разбора позволяет отлично систематизировать все знания в области морфологии, регулярно повторять грамматические категории имени существительного, уметь их правильно определять. Все эти знания постоянно пригождаются на уроках, контрольных, играют большую роль для сдачи ГИА и ЕГЭ. При выполнении морфологического разбора также можно повторить материалы по синтаксису, когда на последнем этапе разбора необходимо выяснить роль рассматриваемого существительного в предложении. Из всех частей речи существительное нередко считают наиболее простым для разбора, но это не так. Очень важно учитывать целый ряд нюансов, знать несколько «подводных камней». Безусловно, понадобится выполнять разбор последовательно, точно, не нарушая алгоритм и не пропуская ни одну грамматическую категорию.
Несколько особенностей разбора существительного и полезных рекомендаций.
В первую очередь нужно отметить, что разбирать существительное следует не менее тщательно, чем глагол или прилагательное. Кажущаяся простота данной части речи не должна расслаблять вас. Постарайтесь сосредоточиться и ни на что не отвлекаться, вдумываться в смысл слова, рассматривать его в контексте, сразу определять его значение в предложении. Всё это понадобится вам, чтобы сделать морфологический разбор существительного правильно. Рассмотрим основные трудности и непростые моменты, которые могут возникнуть в ходе разбора, стать причиной ошибок.
- Первая категория существительного, которая уже давно стала привычной для учеников, но тоже не столь однозначна, – категория одушевлённости – неодушевлённости. Обычно с её определением все справляются легко, но на один нюанс вам нужно обратить внимание. В отдельных случаях широко известные собственные имена переходят в разряд нарицательных. Их смысловое содержание и употребление, написание при этом меняется. Например:
- Обломов – главный герой романа. В данном случае перед вами имя собственное, поскольку речь идёт о человеке, который носит фамилию «Обломов».
- Он стал настоящим обломовым: быстро теряет интерес к делу, не хочет работать, скучает. В этом примере вы наблюдаете переход существительного в нарицательные. В тексте говорится о человеке, наделённом типическими качествами Обломова.
- Обломов – главный герой романа. В данном случае перед вами имя собственное, поскольку речь идёт о человеке, который носит фамилию «Обломов».
- Затем вам понадобится точно определить категорию одушевлённости – неодушевлённости существительного. Запомните: она далеко не всегда отражает лексическое значение слова! Существительное может обозначать одушевлённый предмет, но иметь постоянную категорию неодушевлённости. Иногда слово обозначает неодушевлённую вещь, но в соответствии с правилами русского языка характеризуется как одушевлённое существительное. Дело в том, что разделение достаточно условно, а нужна категория для правильного изменения существительных по падежам: у одушевлённых и неодушевлённых имён оно отличается. Именно по падежам вы и сможете абсолютно точно выяснить данную категорию существительного. Используйте вопросы трёх падежей:
- именительный падеж: кто? что?
- родительный падеж: кого? чего?
- винительный падеж: кого? что?
- в родительном и винительном падежах совпадают формы одушевлённых существительных: идолов;
- в именительном и винительном падежах совпадают формы неодушевлённых существительных: тела.
- именительный падеж: кто? что?
- Свои особенности есть у грамматической категории рода существительных:
- существует так называемый общий род: умница, Саша, протеже;
- если существительное употребляется только во множественном числе, они также не могут быть отнесены к конкретному роду, у них эту категорию определять не нужно: ножницы.
- существует так называемый общий род: умница, Саша, протеже;
- В русском языке есть три типа склонений.
- К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, их окончания –я, –а: папа, тётя, Москва, тыква.
- Ко второму склонению относят существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, –е: Пётр, воробей, солнце.
- Существительные третьего склонения имеют женский род, нулевое окончание, мягкий знак в конце слова: Любовь, жизнь.
Обратите внимание на нюансы:- в русском языке есть несклоняемые существительные: Живаго, Гюго, пальто, метро и т.д.;
- десять существительных – разносклоняемые, они имеют средний род, оканчиваются на –мя: темя, стремя, семя, племя, имя, пламя, вымя, время, бремя, знамя;
- существительные, которые употребляются только во множественном числе, не имеют конкретного типа склонения.
- К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, их окончания –я, –а: папа, тётя, Москва, тыква.
- Точно сделать морфологический разбор существительного вам помогут и знания об особенностях форм числа.
Несколько групп существительных имеют только одну форму в категории числа. Важно запомнить их своеобразие.
Только форму множественного числа имеют:- название ряда игр: прятки, шахматы;
- отдельные имена собственные: Альпы;
- некоторые вещественные существительные: сливки;
- несколько отвлечённых существительных: каникулы.
- имена собственные: Нева, Москва;
- несколько вещественных существительных: золото, молоко;
- некоторые собирательные существительные: студенчество;
- отвлечённые существительные: литературоведение.
- название ряда игр: прятки, шахматы;
Порядок морфологического разбора имени существительного
- Запишите словоформу существительного – как оно употреблено в тексте.
- Определите и запишите начальную форму, поставив существительное в именительный падеж, единственное число.
- Отметьте общее грамматическое значение существительного как части речи: предмет.
- Запишите все неизменяемые грамматические категории существительного по порядку:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение.
- собственное или нарицательное;
- Напишите, в какой форме употреблено существительное. Определяйте изменяемые категории по словоформе, которая идёт у вас первым пунктом. Вам нужно выяснить число и падеж существительного. Лучше записать это так: существительное употреблено в форме числа, падежа.
- Определите роль существительного в предложении. Выпишите предложение целиком, подчеркните существительное как член предложения. Затем напишите: существительное является в предложении . Чаще всего существительные становятся подлежащими и дополнениями.