» » Как составить план урока?

Как составить план урока?

Как составить план урока?

Занятия в школе обязательно должны отличаться эффективностью, по возможности реализовывать индивидуальный подход. Время очень важно использовать рационально, не заставлять учеников слишком спешить на уроке, но и не оставлять незанятых пауз, когда есть несколько минут, а основная работа уже завершена. Педагогу необходимо составить план урока, пластичный, разумный и максимально объективный, хорошо адаптированный к конкретным условиям. Он будет зависеть от уровня подготовки детей, сложности темы, планируемой работы. Каждый урок также понадобится вписать в общий план занятий, соотнести его с предыдущими и последующими уроками. Только так учитель сумеет донести до учеников полезную информацию, привить им навыки и умения, выстроить процесс обучения точно и грамотно. Продуманность действий, их строгий распорядок создадут отличную рабочую атмосферу, дадут самому педагогу ощущение уверенности, ему не придётся торопить учеников, заставляя их нервничать, перенапрягаться. Урок станет эффективным и действительно полезным.

 
Составляем план урока. Универсальные рекомендации и особенности работы
Правильно составленный план урока – лучший помощник каждого учителя. Писать планы необходимо, как начинающим педагогам, так и опытным, проработавшим в школе много лет. Образовательный процесс имеет множество нюансов. Даже высококвалифицированный специалист, имеющий огромный опыт, может не сориентироваться прямо на месте, допустить ошибки при распределении времени и нагрузок. План урока решает практически все затруднения.
  1. Составляйте планы уроков всегда, независимо от времени, которое есть в вашем распоряжении, нагрузок и наработок. Каждый урок должен быть индивидуальным, особенным, отличаться от остальных. Простой пример: учитель проводит занятие по одной теме в двух классах. Казалось бы, в данном случае для обоих занятий вполне подойдёт один план. Но это совершенно не так. В плане важно учесть уровень подготовки учеников, выстроить занятие в соответствии с необходимыми временными затратами на повторение, анализ домашнего задания, индивидуальную работу с конкретными ребятами, когда класс выполняет другую самостоятельно. Поэтому для каждого класса план урока будет особенным, поскольку именно так можно не только эффективно давать знания, прививать умения и заниматься практической работой, но и реализовывать индивидуальный подход.
  2. Чтобы правильно составить план урока, его нужно грамотно встроить в общую систему занятий. Обратите внимание на темы занятий, которые были до этого, обязательно учитывайте предстоящие уроки, их структуру и степень нагрузки на ребят. Например, если у вас был урок, посвящённый объяснению новой темы, на следующем занятии вам понадобится сделать закрепление, дать ученикам тренировочные задания. Когда на одном уроке вы увидели, что ученики плохо что-то запомнили, не ориентируются в теме и практике, остались какие-то пробелы, нужно не только сразу, на месте, повторить и ещё раз быстро закрепить то, что вызвало затруднения, но и посвятить этому хотя бы несколько минут на следующем занятии. Тогда ребята наверняка запомнят важный момент, разберутся во всех тонкостях, а в дальнейшем проблем не возникнет.
  3. Старайтесь хорошо распределять нагрузки. Если одно занятие у вас прошло очень продуктивно, дети много и напряжённо работали, не планируйте серьёзных нагрузок на следующий урок. Желательно чередовать уроки по уровню сложности. Несмотря на трудную программу, небольшое количество часов, которое принято сейчас называть недостаточным, вам необходимо не только дать детям знания, но и сохранить их здоровье. Когда уроки проходят в позитивной атмосфере, ученики знают, что учитель не будет оказывать на них излишнее давление, они будут и заниматься лучше, и положительно настраиваться на работу. В итоге результаты тоже порадуют. Постоянное увеличение нагрузок может превратить учёбу в гонку за оценками, когда более подготовленные дети будут вполне довольны, а менее способным останется надеяться на помощь репетиторов или получать неудовлетворительные оценки.
  4. Учитывайте в плане урока все этапы, пусть они и совсем маленькие по времени. Делайте план максимально подробным, чтобы вам было им удобно пользоваться. Когда план состоит из двух-трёх основных позиций, не отражая других этапов занятия, он не станет настоящей поддержкой и руководством для учителя. Например, педагог проводит закрепляющий урок в классе, где дети имеют разный уровень подготовки. Ему понадобится составить план урока, указав в нём целый ряд основных моментов, разных по величине этапов:
    • организационный момент (учитель говорит детям, каковы цели и задачи урока, чем предстоит заниматься);
    • вопросы по домашнему заданию, уточнения, возможный разбор нескольких примеров;
    • закрепляющий опрос учеников;
    • разъяснение непонятных моментов;
    • самостоятельная работа учеников (задания разного уровня сложности, индивидуальные карточки, консультации);
    • проверка выполненной работы;
    • заключительный краткий опрос (что именно непонятно, какие моменты полностью стали доступны для всех);
    • запись на доске домашнего задания, необходимые уточнения и разъяснения по нему.
    Так может выглядеть примерная основа плана урока, но настоящий полный план более подробен, включает конкретные детали и задачи, зависящие от темы, состава класса.
  5. Реализуйте в вашем плане индивидуальный подход. Сейчас очень много сказано о его огромной роли, необходимости в процессе обучения, особенно, когда учителя нередко отмечают недостаток часов в сравнении с нагрузками и уровнем сложности программ. Со всеми этими сложностями вам поможет справиться план урока, в который вы заложите индивидуальный подход, учитывая при составлении особенности каждого ученика. Подробно расписывайте все нюансы предстоящего занятия. Например, отметьте:
    • каких учеников обязательно нужно опросить;
    • кому вы дадите индивидуальные задания;
    • кого вызовете к доске;
    • кому надо уделить внимание, повторяя материал;
    • каким ученикам может понадобиться ваша помощь, направляющие вопросы, советы при выполнении самостоятельной работы.
    Учитывайте уровень подготовки класса, количество слабо подготовленных учеников, когда распределяете время, описываете различные этапы урока.
  6. Делайте план урока более гибким, всегда оставляйте небольшой запас времени (хотя бы 5-7 минут), который вам понадобится в случае непредвиденных обстоятельств, когда, например, ученикам придётся объяснять материал дольше, давать дополнительные закрепляющие задания. При этом всегда имейте под рукой материалы и задания на тот случай, если у вас останется время, чтобы не терять ни минуты.
Общие правила составления плана урока
Составить план урока вам помогут и общие правила работы.
  1. Сначала запишите тему занятия.
  2. Укажите тип урока:
    • комбинированный;
    • закрепляющий;
    • контрольный;
    • обобщающий;
    • ознакомительный.
  3. Отметьте цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  4. Обозначьте задачи урока.
  5. Запишите, какими наглядными средствами, оборудованием собираетесь пользоваться.
  6. Кратко укажите приёмы и методы работы, общие требования к ученикам.
  7. Подробно и по пунктам опишите ход урока. Обязательно указывайте планируемое время, которое вы отводите на каждый этап.
  8. Обозначьте индивидуальный план, согласно которому вы будете формировать умения и навыки, учитывая особенности, уровень подготовки учеников.
  9. Запишите обобщающие выводы по вашей работе.
  10. Укажите домашнее задание.
Относитесь к составлению плана внимательно, тщательно работайте над ним. Тогда вы сумеете рационально распределить время, а уроки всегда будут проходить эффективно.