Логическое мышление – основа основ человеческого разума. Логика позволяет нам уверенно чувствовать себя в мире мыслей, вещей и людей. С помощью неё мы ориентируемся в окружающей реальности, приобретаем необходимый жизненный опыт, можем формулировать свои мысли. Классическая логика оперирует несколькими базовыми принципами познания, позволяющими устанавливать тождественные и отличительные связи, существующие между разными вещами, и делать логически обоснованные выводы. Цепь рассуждений может строиться как на основе реальных знаний (математических, химических, физических, психологических и т.п.) о мире, так и стандартных законов логики (индуктивного и дедуктивного рассуждения, закона тождества, противоречия, достаточного основания и т.п.). Философская база логического мышления закладывается в человеке с детства. Только при этом условии он может вырасти интеллектуально развитым и логически мыслящим субъектом.
Начинать развивать логическое мышление у ребенка можно с двух лет. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к окружающим его вещам – учится различать цвета, форму и размер предметов.
Для двухлетних детей выпускается целая серия логических игр, связанная с развитием основ логического мышления. С помощью лабиринтов-головоломок, наполненных животными, транспортными средствами и перемещаемыми между ними разноцветными шариками, ребёнок сможет развить не только логическое, но ещё и пространственное мышление. Усидчивость, необходимая для будущих занятий в школе, и развитие мелкой моторики – обязательные составляющие логических игр для самых маленьких.
Основные знания о мире малыш может получить из таких игрушек как логический куб или дом. В них через анализ формы и цифрового значения предметов он начнёт разбираться в геометрии и математике.
Как развивать логическое мышление у дошкольников?
В то время как логические игры для самых маленьких основаны на наглядно-действенном принципе формирования мышления (малыш обязательно должен видеть и дотрагиваться до интересующих его игрушек), задания для детей в возрасте от четырёх лет и старше могут строится не только на предметных, но и словесно-логических задачах. К числу последних относятся многочисленные речевые игры, в которых нужно либо правильно продолжить высказывание (например, «Солнышко светит днём, а луна...»), либо дать ответ на вопрос («Воробей может летать, потому что у него есть...»), либо отгадать предмет, задавая о нём наводящие вопросы («Это съедобное?», «Это большое?», «Это зелёное?» и т.п.).
Помогают развить логическое мышление у ребенка и игры графического типа. К примеру, гуляя летом на улице, можно нарисовать на асфальте три фигуры – круг, квадрат и треугольник. Под ними нужно воспроизвести только две фигуры и предложить ребёнку дорисовать третью. Аналогичного типа игры и задания можно найти в многочисленных сборниках логических и математических задач.
Как развивать логическое мышление у младших школьников?
С семилетнего возраста ребёнок активно включается в изучение основных школьных предметов. В этот период ему, как никогда, полезно заниматься не только освоением букв, цифр, названий животных и городов, но и дальнейшим развитием логических навыков постижения мира.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием играют во многие взрослые игры – домино, лото, шашки, шахматы. Сугубо детскими считаются морской бой и реверси. Пазлы, состоящие из большого числа картинок, важны не менее логически выверенных шахмат, так как они активизируют ассоциативные возможности детского разума.
Развивать логическое мышление у ребенка можно как с помощью словесных задачек, так и математических головоломок. К числу «филологических» заданий относятся поиски синонимов и антонимов, составление предложений по заданным словам, игры, типа «скрэббл» (на составление слов). Математические головоломки представляют собой как решения классических уравнений, так и поиски правильных цифр (например, в кроссвордах «судоку»).
Ещё одним типом заданий, направленных на развитие логического мышления у младших школьников, являются аналитические задачи, ориентированные на формирование выводов на основе нескольких суждений. Например: «Винни-Пуху, Пятачку и Иа-Иа подарили три воздушных шарика – большой красный, большой жёлтый и маленький красный. Раздели шарики между сказочными персонажами, учитывая, что Винни-Пуху и Пятачку нравятся большие шарики, а Иа-Иа - красные».