» » Как написать рецензию на фильм?

Как написать рецензию на фильм?

Как написать рецензию на фильм?

Каждый из нас время от времени испытывает желание высказать свое мнение или просто обсудить то или иное событие. Чем оно важнее и интереснее – тем больше вызывает эмоций и стремления озвучить свои мысли как можно скорее. Наверняка вы не раз встречали таких людей в зале кинотеатра или просто оказывались с ними в одной комнате перед телевизором. Они настолько увлечены сюжетом фильма, что вслух комментируют его события, внешний вид и поступки персонажей. Не исключено, что вы и сами порой поступаете так же. И мы хотим дать хороший совет: в следующий раз попробуйте проконтролировать свой порыв и промолчите во время киносеанса. Но, придя домой, запишите свое отношение к увиденному в форме рецензии. Это принесет гораздо больше удовольствия вам и пользы окружающим, которые смогут ознакомиться со взвешенной и обдуманной оценкой вместо обычной рекламы и трейлеров. И даже, если раньше вы не занимались ничем подобным, главное, чтобы творческий процесс вызывал у вас искренний интерес. А мы подскажем, как правильно написать рецензию на фильм.

 
Что такое рецензия? Особенности рецензии на фильм
Итак, рецензия – это не моментальный обмен мнениями и совсем не произвольный комментарий. Тогда что же это? По сути, это ваша характеристика произведения искусства, в данном случае – фильма. Рецензию можно было бы сравнить с отзывом, если бы не существенное отличие. Отзыв выражает, как правило, личную оценку и содержит субъективный взгляд без необходимости фундаментального обоснования. Отзыв – это «я считаю, что этот фильм интересный/скучный/слишком длинный/чересчур откровенный и т.п.». Рецензия должна быть не просто аргументированной, но и построенной по определенным правилам. Она не только оценивает, но и сообщает объективную информацию о ленте. Все это делает ее, во-первых, длиннее среднестатистического отзыва, во-вторых – содержательнее. Достигается это за счет обязательного наличия в рецензии таких элементов:
  • указание жанра фильма;
  • имя режиссера, продюсера, автора сценария и других авторов, если их имена очень известны или имеют большое значение;
  • имена исполнителей главных ролей и персонажей в их исполнении;
  • указание названия литературного произведения и автора, если речь идет об экранизации;
  • небольшая аннотация или краткое изложение завязки сюжета;
  • дополнительная информация, которая может быть полезной для лучшего понимания фильма, сюжетных линий и/или места картины в истории кинематографа.
И лишь затем автор имеет право поделиться собственными впечатлениями о фильме. С одной стороны, это слегка сдерживает пыл графоманов и заставляет воздержаться от написания рецензий тех людей, которые не настроены на основательный анализ художественного произведения. С другой стороны, наличие и строгость требований к форме обусловлено тем, что рецензия – это сформированный жанр журналистики, а точнее – критической публицистики. Само слово «recensio» в переводе с латыни означает просмотр, оценку, и сообщение о чем-то.То есть сиюминутным порывом в ней не обойтись, придется подготовиться. Написать рецензию намного сложнее, чем комментарий из пары предложений под афишей фильма на сайте кинотеатра. Но зато в результате получается не информационный шум, которого в интернете и так хватает, а обдуманное и самобытное произведение, которое имеет право считаться полноценной рецензией.

Как правильно писать кинорецензию
Субъективное мнение обычно высказывается в произвольной форме, но написание рецензии потребует от вас соблюдения определенных правил. Опытные кинокритики знают их назубок и привыкли соблюдать стандарты профессии и требования жанра. Начинающим авторам мы советуем составить план перед тем, как приступать к работе. Даже если вы не собираетесь сделать создание рецензий делом своей жизни и даже не задумываетесь о том, когда напишите вторую рецензию на фильм, пусть ваша проба пера станет достойным образцом кинокритики. Добиться этого не так уж сложно даже новичкам, если следовать такой схеме:
  1. Почитайте рецензии, опубликованные в СМИ и на специализированных сайтах. Заметьте: все они отличаются от типичных критических статей стилем изложения, авторской подачей, легким тоном. Постарайтесь тоже сделать свою рецензию увлекательной и не ограничивайтесь сухой лексикой. Будьте готовы проявить чувство юмора, используйте образные выражения, уместные шутки и т.д.
  2. Наверняка вы уже выбрали фильм для анализа, но если все еще сомневаетесь и не можете выбрать тот, что станет объектом вашей первой рецензии, отдайте предпочтение тому, который вызвал у вас более сильные эмоции. Личная заинтересованность автора, если при этом он сумел сохранить беспристрастность суждений. При этом фильм совсем не обязан быть очень новым. Возможно, не стоит писать рецензию на всемирную классику. Но, если вам точно есть что сказать, то смело анализируйте любую ленту, которая запала вам в душу.
  3. Пересмотрите фильм, который собираетесь рецензировать, еще хотя бы один раз даже в том случае, если уверены, что отлично помните его сюжет. В этот раз специально обращайте внимание на нюансы актерской игры, ракурсы, выбранные оператором, детали костюмов и грима, саундтрек и т.д. Во время просмотра ленты ведите конспект – он обязательно вам пригодится, чтобы не упустить те или иные значимые мелочи.
  4. Сформулируйте удачный заголовок. Он должен привлекать внимание, выделять вашу рецензию среди других статей и отражать вашу основную мысль. Чтобы было проще – сразу же определите, какой посыл вы вложите в будущий текст. Или подойдите с другой стороны: выделите самую яркую особенность рецензируемого фильма. Один из вариантов: краткая, но яркая цитата из фильма. Остроумный заголовок – важная составляющая хорошей критической статьи. Не пренебрегайте им.
    Как написать рецензию на фильм?
  5. Не начинайте рецензию с изложения выходных данных фильма, но и не затягивайте вступление. Достаточно одного-двух предложений, которые бы заинтересовали читателей и стимулировали их прочесть вашу статью целиком. Представьте, что хотите поделиться впечатлением о фильме с друзьями, которые заняты своими делами. Ваша задача – переключить их внимание и разделить ваше увлечение, в идеале – чтобы они захотели и сами посмотреть кинокартину.
  6. Сообщите информацию о фильме: его название, фамилию режиссера (продюсера, сценариста), фамилии исполнителей главных ролей, жанр фильма, его продолжительность и время выхода на экраны. Часто режиссер совмещает в себе функции продюсера и/или сценариста, может даже играть одну из ролей. Это важно для многих зрителей, которые следят за его творчеством, и вообще интересно с точки зрения развития таланта. Информация о жанровой принадлежности и длительности фильма помогает читателям принять решение о просмотре ленты в кинотеатре или дома.
  7. Вкратце изложите сюжет фильма, выбрав для этого один из двух стилей. С одной стороны, вы можете ограничиться фабулой, потому что уже видели фильм до конца и знакомы со всеми сюжетными линиями. С другой стороны, вы можете написать интригующий анонс, основанный на завязке экранных событий. Выбирайте первый или второй путь в зависимости от жанра фильма и вашего авторского стиля. Но в любом случае не пересказывайте сюжет от и до и постарайтесь избежать спойлеров.
  8. После того, как основа рецензии заложена и фактическая информация изложена, вы имеете право добавить в текст немного субъективности. Например, начать с ваших впечатлений об игре актеров и режиссерской расстановке акцентов. Отталкиваясь от собственного конспекта, сделанного во время сеанса, обратите внимание читателей рецензии и потенциальных зрителей киноленты на те моменты, которые кажутся вам наиболее значимыми. Это могут быть новаторские спецэффекты, концептуальное музыкальное сопровождение, дизайнерские костюмы, выразительный грим и, конечно, подбор актерского состава (удачный или не очень), гармония формы и содержания картины, кассовые сборы и проч.
  9. Рассказав о самом фильме, расширьте границы: охарактеризуйте его роль в кинематографе. Для этого можете сравнить рецензируемое кино с другими того же жанра или проблематики, с предыдущими произведениями авторов, прошлыми ролями актеров. Уделите этой части статьи больше места, если фильм является сиквелом или ремейком. Попробуйте проследить ключевые различия, особенно в случаях, когда роли постоянных персонажей исполняются другими актерами. Если исполнители ролей остались прежними – проанализируйте, удалось ли им показать эволюцию характера своего героя.
  10. Напоследок вы можете дать совет читателям: стоит ли смотреть рецензируемый фильм. Если нет – то почему. Если да – то кому он будет особенно интересен. Это та часть критического текста, где позволительна максимальная степень авторской субъективности. Это еще не значит, что вы можете напрямую ругать фильм и съемочный коллектив и/или, не приведи бог, использовать резкие выражения. Но ваши нелицеприятные или наоборот, лестные комментарии, ироничные замечания и личные пожелания будут уместны именно сейчас. Это ваш шанс проявить независимость от общепринятой репутации фильма и/или его создателей, но не стоит делать ее демонстрацию целью всей рецензии.
Заключение рецензии, как и любого другого литературного произведения, должно быть логичным и не идти вразрез со всем текстом. Вы можете просто резюмировать сказанное вами или сделать финал неожиданным, как в анекдотах. Все это зависит от особенностей самой киноленты. Также не запрещается менять местами тематические разделы рецензии, если это поможет лучше передать дух фильма и вашу идею. Но учтите, что только последние два пункта приведенного выше плана могут быть вольными, скорректированными, вовсе исключенными из статьи по вашему желанию. Что касается обязательных элементов – то без них ваша рецензия превратится в претенциозный отзыв, не имеющий отношения к настоящей критике, и своей предубежденностью испортит и впечатление о себе, и доверие к вам как к автору-кинокритику.

Ошибки начинающих кинокритиков
Никто не рождается с идеальным умением излагать свои мысли и правильным пониманием особенностей жанров и стилей. Даже маститые авторы оттачивают литературный талант на протяжении своей деятельности. Их опыт позволяет заметить основные оплошности, которые допускают молодые критики. В первую очередь – это превратное понимание самого слова «критика», которое в быту приобрело смысл исключительно негативный и стало синонимом отрицательной оценки. На самом деле критика – это в первую очередь анализ, а затем уже выведение определенных суждений, которые обязательно основаны на весомых аргументах. Нельзя разругать в пух и прах произведение только потому, что лично вам оно пришлось не по душе или во время просмотра вы пребывали в плохом настроении, и назвать такую сентенцию рецензией. Поэтому каждый раз, когда будете писать рецензию, соблюдайте такие правила:
  • Излагайте свои мысли доступно и лаконично, избегайте ненужных повторов. Ищите доказательства своих слов в объективной реальности.
  • Не пересказывайте содержание фильма. Если краткое изложение никак не удается – возьмите в качестве примера киноанонс или текст с афиши.
  • Не углубляйтесь в детали, имеющие второстепенное значение. Далеко не все читатели являются поклонниками конкретных артистов или авторов, но ваша задача – заинтересовать их, не перегрузив восприятие скучными подробностями.
  • Придерживайтесь одного тона на протяжении всего текста: сразу решите, будет он полезно-информативным, развлекательно-веселым или серьезно-назидательным. Стилистическое единство – признак качественного текста и залог того, что вашу рецензию заслуженно воспримут.
  • Во время написания рецензии представляйте себе потенциальных зрителей фильма и ваших читателей. Критическая статья получится тем более успешной, чем лучше вам удастся учесть и совместить интересы и особенности обеих аудиторий.
Вот то, что вам следует знать перед тем, как вы напишите свою первую рецензию на фильм. Кроме того, вам потребуется ответственный подход к изучению фактической информации о фильме и умение грамотно, увлекательно и красиво излагать свои мысли. Но не опускайте руки, если с первого раза текст не получится таким же выразительным, как рецензии, вызывающие у вас восхищение. Сделайте небольшой перерыв и вернитесь к работе через некоторое время, чтобы заново взглянуть на него и освежить восприятие самого фильма и собственного отношения к нему. Пусть ваши усилия увенчаются откликами читателей и желанием развивать свой талант на ниве кинокритики. Желаем вдохновения, творческих успехов и, конечно, интересных кинопремьер!
  • Я считаю, что рецензию на любой фильм нужно сначала писать "по горячим следам", а потом на следующий день, когда вихрь впечатлений успокоится - снова вернуться к рецензии и исправить все недочеты!
  • Для меня главное в рецензии на фильм - она не должна быть интереснее фильма. Рецензия по максимуму должна описать жанр. сюжет и краткую аннотацию. Например, я выбираю фильм только по рецензии, а не по трейлеру