
Внешние черты, данные каждому человеку природой и обстоятельствами жизни, можно запечатлеть на фотографии и/или картине и сохранить неизменными на долгие годы вперед. В отличие от небезызвестного портрета Дориана Грея, они не будут искажаться и навсегда останутся прежними и неподвижными, как в тот момент, когда их искусственно зафиксировала кисть художника или затвор фотокамеры. Но ни один, даже самый качественный живописный или фотографический портрет не способен передать настоящий, живой облик человека. В отличие от неподвижного изображения, он непрерывно трансформируется, приобретает новые нюансы и передает невербальную информацию с помощью мимики.
Мимика человека: задачи и особенности
Мимика не только у человека, но и у животных, - это внешнее проявление активности лицевых (мимических) мышц. Природой она создавалась, конечно же, не для того, чтобы наши современники отличались на фотографиях в социальных сетях, а с важной биологической миссией. Мимика призвана отражать на лице психическое состояние человека, его чувства и настроение. В определенном смысле, конечно, желание обратить на себя внимание окружающих – это тоже чувство. Но в большинстве случаев мимика управляется другими, неосознаваемыми, механизмами, и далеко не всегда поддается командам разума.
Как средство коммуникации и невербальной передачи информации мимика необходима каждому. В случае потери подвижности лицевых мышц вследствие заболевания или травмы человек теряет большую часть общения, а в восприятии окружающих становится похожим на безжизненную куклу. Но, как частично регулируемый механизм, вся мимика делится на две большие категории: непроизвольную и произвольную. Первая, которую можно назвать рефлекторной, не зависит от воли и меняет выражение лица, когда человек испытывает боль, испуг, радость, не задумываясь о том, как выглядит в этот момент. Как правило, такие сиюминутные реакции выразительнее всего проявляются во взгляде, форме губ и мимических морщинках.
Произвольная, то есть сознательная, мимика подчиняется воле. Поэтому часто используется для умышленной демонстрации эмоций, не соответствующих действительному состоянию человека в данный момент. С ее помощью актеры передают содержание роли и переживания персонажа, а просто хитрые люди манипулируют окружающими, притворяясь и имитируя нужные чувства. Но способности и подвижность лицевых мускулов у всех разная. Не каждый наделен человек актерским талантом и не каждый способен по желанию поднимать брови, шевелить носом или двигать ушами. Знаменитый режиссер Константин Станиславский вообще считал, что научить мимике нельзя. Мы же позволим себе немного смягчить его авторитетную категоричность и заметим, что подвижность лицевых мышц можно тренировать и развивать с помощью специальных упражнений.
Как научиться двигать бровями
Обычно мимика находится в гармонии с жестами, позой, осанкой, и все это в комплексе отражает мысли и эмоции человека. Но каждый человек способен в той или иной мере управлять собственным телом. Одни заметили свои возможности еще в детстве и с радостью развлекали одноклассников забавными гримасами. Другим лицевые мышцы подчиняются менее охотно, поддерживая спокойное, нейтральное выражение лица. Но некоторые несложные умения можно при желании приобрести. В частности, для того, чтобы научиться поднимать одну бровь независимо от другой, попробуйте воспользоваться такими приемами:
- Расположитесь перед зеркалом, в спокойной обстановке. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в течение хотя бы 15-20 минут. Присутствие посторонних не дает сконцентрироваться и вызывает смущение, а от вас потребуется полная сосредоточенность на тренировке.
- Усилием мышц поднимите обе брови, как вы делаете, когда хотите выразить кому-то свое удивление. Затем подушечками пальцев прижмите одну бровь (правую или левую – неважно, как захотите) и опустите ее вниз, на свое обычное место. При этом вторую бровь старайтесь удерживать в приподнятом положении.
- Возможно, это не получится у вас с первого раза и потребуется несколько попыток. Но рано или поздно мышцы расслабятся и позволят вам задержать одну бровь выше, а вторую опустить вниз с помощью пальцев. Когда это произойдет, как следует прочувствуйте положение и ощущение в каждой мышце лица. Вам нужно запомнить его, чтобы суметь воспроизвести снова.
- Некоторым людям проще действовать в обратном порядке: удерживая одну бровь рукой, приподнять вторую силой лицевых мускулов. Это зависит от особенностей строения и развития мимических мускулов. Просто попробуйте оба способа и выберите подходящий для себя.
- Когда, спустя несколько тренировок с помощью рук вы в полной мере усвоите, какие мышцы и каким образом задействованы в механизме поднятия брови, попробуйте проделать этот трюк без помощи пальцев.
- Тренируйтесь таким образом до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Это может произойти достаточно быстро, а может занять несколько недель упорных упражнений. Главное – репетируйте регулярно, ежедневно, а лучше дважды в день по 15-20 минут. В это время не только вы изучаете свое тело, но и мышцы привыкают к новой активности, постепенно адаптируясь к ней.
- Воспользуйтесь хитростью, придуманной такими же, как вы, желающими научиться двигать бровями. Для этого вместо пальцев используйте широкую полоску скотча, которой зафиксируйте одну из бровей. Только не забудьте снять ее с лица по окончании тренировки.
- Большинство людей учатся поднимать бровь с одной стороны, и впоследствии осваивают этот навык, но не могут повторить его со второй бровью. Зная об этом, вы можете сразу тренировать обе брови поочередно или, «выдрессировав» одну, заняться второй.
- После того, как ваши брови будут без труда подниматься по вашей команде, попробуйте достичь высшего пилотажа произвольной мимики и научитесь делать бровями «волну»: поднимать и опускать их поочередно. Хотя, если вы не претендуете на комедийные лавры Джима Керри, то можете оставить этот трюк профессиональным комикам.