» » Как написать сценарий к фильму?

Как написать сценарий к фильму?

Как написать сценарий к фильму?

Никто не Вуди Аллен, но, к счастью, написать хороший сценарий к фильму удавалось не только ему. И вам удастся, если вы знакомы с правилами написания сценариев и готовы потрудиться, совершать ошибки и не останавливаться на полпути, чтобы в итоге создать киносценарий, по которому будет снят хороший фильм. Хотя и это не главное! Гораздо важнее подойти к написанию киносценария разумно и трезво, без громких заявлений и гипертрофированных амбиций. Потому что написание сценария к фильму – это в первую очередь работа. Кропотливый и нелегкий писательский труд.

 
Сложность и все правила создания сценария к фильму не должны останавливать вас – наоборот, с их помощью вы шаг за шагом приблизитесь к созданию качественного, увлекательного сценария к фильму. Что за фильм вы задумали? Мелодраму, комедию, боевик, триллер? Можно написать сценарий к сериалу или короткометражке - словом, к любому фильму можно создать подходящий сценарий, если вы знаете, как правильно пишутся киносценарии. А если не знаете – то пришла пора узнать и приступить, наконец, к работе над сценарием к новому фильму.

Как пишутся сценарии к фильмам? Структура киносценария
Киносценарий и литературный сценарий – синонимы. Тем не менее, любой сценарий принципиально отличается от литературного текста, прозаического или поэтического. Эту разницу заметили и культивировали еще античные авторы, выделив эпос (прозу), лирику (поэзию) и драму (драматургию) в отдельные роды литературы. Сегодня, с точки зрения современного сценариста, режиссера и каждого, кто имеет отношение к кинопроизводству, можно сказать, что сценарий к фильму – это не только и не столько литературное произведение, сколько технический документ. И он просто обязан содержать необходимые и режиссеру-постановщику, и актерам структурные элементы:
  1. Описание проекта, титул: название, указание жанра. Это вводная информация, которая еще до прочтения текста позволяет составить представление о тематике, формате, целевой аудитории и общих задачах киносценария и будущего фильма.
  2. Акты – действие на экране. Каждое событие и история в целом разбиваются на отдельно подробно описанные части. Действие – это любое событие в сюжете, развивающее его и приближающее героев к развязке. И в сценарии эти действия должны быть оговорены и расписаны по времени.
  3. Сцена - время и место действия. Это смена декораций, новые обстоятельства, в который действуют персонажи. В полнометражных фильмах сцен может быть множество, и каждая из них прописана в сценарии с указанием всех сопутствующих обстоятельств в жизни героев.
    Как написать сценарий к фильму?
  4. Герой, персонажи, которые действуют в описываемой истории. Их биографии, внешность, характерные особенности, повадки, привычки и еще множество нюансов, позволяющих прорисовать живые характеры, которые воплотят на экране актеры.
  5. Реплики – персонажи разговаривают между собой, если только вы собираетесь снимать не немое кино. Диалоги главных героев могут составлять львиную долю сценария, кроме того, общаются второстепенные персонажи, а главные герои обращаются к эпизодическим. Все это должно быть прописано в сценарии в форме диалогов.
  6. Ремарки, пояснения, любые уточняющие детали, важные для правильного и полного воплощения сюжета. Информативность ремарок в киносценарии может быть очень высокой и всегда остается важной. По сути, это рассказ о происходящем, но между строк и/или за кадром.
Строгость структуры киносценария не ограничивает возможностей и фантазии сценариста, не препятствует творческому полету и проявлению литературного дара. Но она крайне важна для организации работы, чтобы не запутаться во всем многообразии сцен, персонажей, реплик и перипетий сюжета. Шаблон сценария не мешает, а помогает написать сценарий к фильму так, чтобы этим сценарием действительно можно было воспользоваться как основой для съемок.

Из чего состоит киносценарий? Написание сценария к фильму
Удачному сценарию, как и литературному произведению, нужна интересная идея, которая ляжет в его основу. Хотя экранизации тоже бывают великолепными, и в таком случае пишется адаптированный сценарий – то есть перед автором стоит задача написать сценарий к фильму по книге, переформатировать ее текст и превратить в технически грамотный киносценарий. Таким образом, творческая и техническая работа над сценарием в равной мере важны, а автору сценария нужно найти между ними баланс и написать киносценарий, который будет содержать:
  1. Идею. Если речь идет об экранизации готового сюжета, то с идеей нет проблем. Но оригинальный сценарий нуждается в не менее оригинальной идее, или, по крайней мере, идее актуальной, захватывающей, интересной. Где взять идею для сценария? Во-первых, не стоит писать сценарий, если идеи пока нет вообще – лучше вообще не писать, если можете не писать, перефразируем знаменитое высказывание классика. Во-вторых, источником вдохновения идеи киносценария могут стать исторические события, прошедшие и современные, проблемы общества или отдельных его групп, неординарные личности, произведения искусства, научные открытия, выдающиеся места и т.п., что будит полет фантазии и будет интересно зрителям.
    Как написать сценарий к фильму?
  2. Историю. Сюжет развивает идею и отталкивается от нее, но для формирования фабулы историю нужно разработать, то есть, по сути, написать небольшой рассказ. Расскажите о том, что происходит в вашем воображаемом мире, каков этот мир, кто действует в его условиях. Придерживайтесь стандартных элементов архитектоники текста: экспозиции (введения), завязки сюжета, его развития, усложнения, кульминации, развязки. Раз речь идет о сюжете для киносценария, то не помешает завершить его выразительным финалом, который расставит эмоциональные акценты, объяснит позиции героев, воплотит некие философские идеи и/или создаст предпосылки для последующего развития сюжетов (сиквела).
  3. Сценарный план. То же самое, что план поэпизодный, на профессиональном сленге – поэпизодник. Вот это уже технически строгое, расписанное по всей структуре воплощение сценария к фильму. Поэпизодный план должен соблюдать хронометрах сцена и действий, объединять их в эпизоды, прописывать внешность, характеры и все свойства персонажей, их взаимодействие, диалоги, декорации, ремарки и даже титры. Но работа над этими деталями не должна отвлекать от фабулы. Крепкий сценарный план максимально «очищен» от художественности и литературных приемов и содержит максимум действий, буквально пошагово описывает действия актеров (персонажей).
Так происходит планирование сценария, а без планирования писать сценарий к фильму можно очень долго и, увы, безрезультатно. Не случайно в больших проектах задействованы сразу несколько авторов сценария, каждый из которых «заточен» на свою специализацию: главный автор – создатель концепции и авторы сюжета (подробно расписывают сценарные планы по эпизодам, сценам, сериям и т.п.), авторы диалогов. Но это не значит, что нельзя написать сценарий к фильму самостоятельно. Просто вся работа ляжет на ваши плечи – интересная, полезная и нужная работа.

Пример оформления киносценария. Как именно написать сценарий к фильму?
Раз уж мы выяснили, что киносценарий – это не просто поэма, а практически применимый документ, то придется учитывать нормы оформления этого документа. Зато эти параметры позволят вам написать настоящий сценарий к фильму, такой же, как держит в руках Стивен Спилберг или Мартин Скорсезе:
Как написать сценарий к фильму?
  1. Киносценарии пишутся (печатаются) обычно на белой бумаге стандартного формата А4, шрифтом «Courier» или «Courier New», кеглем 12, межстрочным интервалом 1,5. Текст выравнивается по левому краю листа, при этом левое поле составляет 3,75-4 см, правое и верхнее поле – по 2,5-2,6 см, нижнее поле – 1,25-1,5 см. Имена героев, новые реплики и ремарки пишутся с новой строки, с абзаца. Заголовки сцен и имена собственные пишутся с заглавной буквы. Никакого другого форматирования, особенно подчеркивания, курсива и жирного шрифта в киносценариях не бывает.
  2. Титульная страница сценария к фильму должна быть минималистичной: по центру название заглавными буквами, под ним, с небольшим отступом – имя автора сценария. Дополнительно, если планируете отсылать сценарий в агентства и/или давать читать другим людям, укажите свои контактные данные. Больше на титульной странице ничего не нужно.
  3. Страницы киносценария нумеруются по порядку, цифра ставится в правом верхнем углу листа. Их общее количество зависит от объема сценария, то есть, от длительности фильма. Но не стоит писать киносценарий больше 120-150 страниц. Ориентируйтесь на то, что одна страница сценария соответствует, как правило, одной минуте реального хронометража на экране. Получается, что сценарий полуторачасового фильма, набранный по стандартам, описанным в первом пункте, займет около 120 страниц и 120000 печатных знаков.
Такова стандартная разметка документа при оформлении сценария, принятая подавляющим большинством киностудий по всему миру. Она проверена временем и эффективна, когда нужно быстро сориентироваться в большом объеме текста и найти в нем реплики определенного персонажа, те или иные эпизоды. И вы наверняка будете рады узнать, что существуют компьютерные программы для написания сценариев. Нет, это программное обеспечение не сможет написать сценарий к фильму за вас, но облегчит форматирование и избавит от необходимости тратить время на технические моменты.

Как создать сценарий к фильму? Советы начинающим сценаристам
Никто не знает, сколько времени вы будете вынашивать идею и решимость перед тем, как написать киносценарий, который сделает вас знаменитым. Но совершенно точно, сколько бы киносценариев вы не написали в своей жизни, и сколько бы фильмов ни было снято по вашим сценариям, вы продолжаете учиться каждый раз, когда садитесь писать новый сценарный план. Так почему бы не воспользоваться опытом профессионалов:
Как написать сценарий к фильму?
  1. Визуализация. Кино – это визуальное искусство, поэтому не стремитесь переполнить сценарий диалогами и/или монологами. Пусть ваши персонажи не только разговаривают, но действуют и выглядят выразительно, что позволит понять их переживания не хуже, чем прочувствованные реплики.
  2. Детализация. До мелочей продумайте все аспекты, знайте не только фабулу сценария, но и представляйте себе предысторию и возможное будущее персонажей. Изучайте сопутствующие темы, читайте учебники по истории и культуре, чтобы не допускать досадных фактических промахов и чтобы ваши герои были не плоскими, а глубокими, развитыми личностями.
  3. Рациональность. Воображение сценариста безгранично, а финансовые возможности киностудии ограничены. Да и законы физики устанавливают пределы, несмотря на уровень развития современной компьютерной графики и индустрии спецэффектов. Проще говоря, при написании сценария к фильму учитывайте, можно ли будет воплотить все ваши фантазии.
  4. Оригинальность. Вопреки всем правилам и нормам, избегайте шаблонного мышления. Стандарты нужны для оформления, но губительны для творчества. Зачем писать сценарий к обыкновенному, банальному, уже неоднократно интерпретированному фильму? Проявите собственное свежее видение, удивите зрителей.
И, наконец, последний и самый важный совет: пишите! Не ждите подходящего момента или удобных обстоятельств. Не надейтесь на провидение и/или гуру киноиндустрии. Чем раньше вы приступите к работе, тем скорее вам удастся написать сценарий к фильму и, кто знает, принимать поздравления на премьере этого фильма. Удачи вам, трудолюбия и вдохновения!
  • Отличная статья:) Спасибо
  • Спасибо! Коротко и ясно!
  • Очень качественные мысли! Спасибо, что зарядили творческой энергией в начале этого непростого пути)
  • я в шоке мне это пригодится
  • Статья уже как готовый сценарий ! Анна спасибо за некоторое то, чего я не знал .
  • Присоединяюсь ко всем отзывам , кратко,емко,доброжелательно,Спасибо!
  • Огромный позитивный заряд от прочтения статьи. Все доступно и понятно. Уже вижу себя известным сценаристом. Благодарю!
  • Огромное спасибо за эту статью!